В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Рефлексия/ | Персоналии | Библиография |
Рефлексия (англ. reflexion)Л.С.Выготский использовал понятие "рефлексия" для характеристики особенностей личности подростка. Именно подросток, в отличие от ребенка, становиться способным отнестись к себе рефлексивно. Рефлексия связана, по Выгосткому, с новым этапом развития самосознания в подростковом возрасте.
Дальнейшие исследования в культурно-исторической психологии стали рассматривать рефлексию как один из важнейших моментов учебной деятельности.
В.В.Давыдов показал, что предметом изменений в ней впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час.Оценка собственных изменений, рефлексия на себя - собственный предмет учебной деятельности.
Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Материалом для исследования служило экспериментальное обучение русскому языку первоклассников. Сравнивались экспериментальный и контрольный классы. В экспериментальном классе учитель занимался с группой совместно работающих детей, его основная задача была - организация делового общения учеников по поводу изучаемого материала. В контрольном классе дети занимались традиционным фронтальным методом, при котором воздействия учителя адресовались отдельно каждому ребенку. Коллективная форма обучения, построенная на кооперации, снимала противоречия между видимостью совместного обучения и реальной индивидуальной направленностью традиционного обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются:
1. Учебная деятельность и ее субъект.
2. Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:
- содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;
- содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;
- содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;
- содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;
- содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
|