В начало  Персоналии Библиография Помощь
Игра/ПерсоналииБиблиография

Игра (англ. playперевод)

Игра - один из видов активности человека и животных. И. – форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

По Л.С.Выготскому в игре ребенок учится действовать в познаваемой, мысленной ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы. Таким образом, в игре впервые появляется "расхождение" смыслового и оптического поля. Ребенок учится действовать не в видимой, а в познаваемой ситуации. В ней происходит "отрыв" значения, от предмета, действияАбзац 1 в начало, мы ж по ЛСВ.

В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Л.С Выготский писал, что игра дает ребенку новую форму желаний, т. е. учит его желать, соотнося желания к фиктивному "я", т. е. к роли в игре и ее правилу, поэтому в процессе игры возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем, его моральюАбзац 2 в начало. Игра задает зону ближайшего развития ребенка в дошкольном возрастеНе понятно.

Игра, развивая ребенка, сама развивается на протяжении периода детстваА это 2 смысловая часть статьи – все кто после и Эльконин. Л.С.Выготский, рассматривая структуру игры показал, что центральный момент - мнимая ситуация: "то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в игре становится правилом поведения". Всякая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая игра с правилами содержит в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие игры в детском возрасте происходит следующим образом - от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией.

Основные идеи Л.С.Выготского относительно игры развил его ученик Д.Б.Эльконин. Д.Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарнойМб пора заменить это слово деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением.

По сравнению с чем, выше ни одного не было описано.Игра, по определению А.Н.Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой происходят самые главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Она возникает у детей на границе раннего и дошкольного возраста.

В основе игровой деятельностиИгра и игровая деятельность: что? Структура или состав. кого ребенка. по кому? По ДБЭ. А то сликом обобщенно и ни о чем. лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделированияУ него это очень важное понятие, ы все слишком упрощаем, или дать ссылку на дневники. Иначе цитата ниже не обоснована., считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".Игра - деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделированияОчень красиво, можно и повыше..Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческоеПовтор, примечание 18.. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, необходимость подождать достижения ребёнком определённого возраста. Детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу. Среда выступает по отношению к игре как источник ее развития. Не только сюжет и содержание игры ребенок заимствует из окружающей действительности. Сам характер игры, ее структура определяется обществом. Если в обществе существуют запреты на воспроизведение в игре функций взрослых и авторитетных личностей, то сюжетно-ролевая игра не развивается, несмотря на то, что у ребенка формируются некоторые операционально-технические предпосылки игры, такие, например, как воображаемая ситуация, способность к замещению и дрОпять про общество.Игра, истоки которой связаны с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, эволюционирует вместе с обществом.Д.Б.Эльконин описал и экспериментально исследовал структуру развернутой формы сюжетно-ролевой игры.Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать один предмет другим возможно когда с предметом замещающим изначальный реально воспроизведение хотя бы рисунка действияШтерна и ЛСВ в начало. Как теории и критика..Какое значение имеет символика игры? По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:

  • ребенок ест ложкой,

  • ребенок кормит ложкой,

  • ребенок кормит ложкой куклу,

  • ребенок кормит ложкой куклу, как мама.

На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий (оно - для другого человека) - в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия для ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия формирования произвольного поведения, которая продолжается в школьном возрасте.Сюжетно-ролевая игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.И. проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая (в т. ч. ролевая), направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце периода дошкольного возраста появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007