В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Речь/ | Персоналии | Библиография |
Речь (англ. speech)Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне речи немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, Р. становится основным механизмом их мышления.
Выделяют две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная функция).
Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семантической (или сигнификативной) функции речи. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваивая язык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.
Развитие речи в онтогенезе.
Наиболее интенсивно речь развивается в первые годы жизни ребенка. В кризисе первого года появляется так называемая "автономная речь". Речь, как и все новообразования критического возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее "языком нянь". Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.
Речь автономная детская - один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению "взрослой" речью. В автономной речи используются "слова", являющиеся результатом искажения детьми слов взрослых; при этом обычно выделяется ударный слог, который может повторяться дважды (напр., "ко-ко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями автономной речи являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;
2) своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (напр., одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - кошка, шуба, волосы, плюшевый мишка);
3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.
Автономная речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование всех сторон речи, но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей. Специальные исследования автономной речи были проведены Р.Е.Левиной.
Развитие речи в раннем возрасте. К настоящему моменту выделяют следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о ром, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи - это "веточка" в развитии самостоятельной предметной деятельности.
К концу раннего возраста речь ребенка приобретает характер функции, регулирующей распад старой социальной ситуации развития.
По мнению Л.С. Выготского, с психологической точки зрения мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. "Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо". Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.
Проблемы речи, ее развития и нарушений рассматривались А.Р.Лурией и его коллегами контексте лечения разного рода афазий, ранений и иных мозговых нарушений.
Роль речи как опосредующего звена в организации поведения активно разрабатывалась П.Я.Гальпериным в учении о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий.
|