В начало  Персоналии Библиография Помощь
Анализ/ПерсоналииБиблиография

Анализ. Единица анализа (англ. Analysis)

Единица анализа психического - методологическое понятие, представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. Выделение единицы анализа всегда выступало центральной методологической проблемой психологов разных направлений, и по выделенной ими единице можно судить о существе развиваемой ими теории. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация, поведение, реакция, гештальт, потребность, деятельность, общение, поступок, значащее переживание, взаимодействие и пр.

Единица психологического анализа может быть рассмотрена как модель предмета исследования, содержащая в себе все важнейшие свойства и характеристики этого исследования.

Л.С.Выготский, являясь методологом психологии, критически рассматривал современные ему способы получения научной информации.

Л.С.Выготский ввел в психологию такой способ анализа как анализ по единицам (в противоположность анализу по элементам). Им были рассмотрены процессы мышления и речи и выделена единица их анализа – значение слова(позже – смысл); при анализе среды и личности – переживание; в детской психологии единицей анализа выступил возраст.

В работах школы Выготского продолжается выделение единиц анализа. В работах Д.Б.Эльконина, В.П.Зинченко, Б.Д.Эльконина обосновываются в качестве единицы анализа (развития) действие. Б.Д.Эльконин выделяет продуктивное действие как единицу развития, В.П.Зинченко – "живое движение".


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007