В начало  Персоналии Библиография Помощь
Аффект/ПерсоналииБиблиография

Аффект (англ. Affect)

От лат. affectus – душевное волнение, страсть.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Л.С.Выготский был последователем Б.Спинозы относительно теории аффектов (эмоций). Он считал, что человек в своем развитии овладевает аффектом, имеет над ним власть.

Как специальную задачу Л.С.Выгосткий определял нахождение неразложимой единицы интеллекта и аффекта. Он писал, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор в современной психологии развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии.

В определенной степени проблема аффекта и интеллекта была решена в работах Д.Б.Эльконина – при обосновании закона чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007