В начало  Персоналии Библиография Помощь
Возраст/ПерсоналииБиблиография

Возраст (англ. age)

Возрастобъективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Л.С.Выготский определил возраст как единицу анализа детской психологии.

По отношению к развитию ребенка различают хронологический и психологический возраст. Психологический возраст, по определению Л.С.Выготского, это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возрасты не совпадают. Хронологический, или паспортный, возраст лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Структура возраста, по Л.С.Выготскому, определяется социальной ситуацией развития, психологическими новообразованиями, центральной и побочными линиями развития. Динамика возраста определяется стабильными и литическими возрастами. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризисами возрастного развития.

Л.С.Выготский так представил возрастную периодизацию:

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 мес — 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1 год — 3 года).

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст (3 года—7 лет).

Кризис 7 лет.

Школьный возраст (8 лет—12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (14 лет—18 лет).

Кризис 17 лет.

В работах А.Н.Леонтьева в качестве критерия периодизации психического развития и показателя психологического возраста введено понятие "ведущая деятельность". Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Было обнаружено, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.

В современных общественно-исторических условиях ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

  • эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми,

  • орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста,

  • сюжетно-ролевая игра дошкольника,

  • учебная деятельность в младшем школьном возрасте,

  • личностное общение подростков,

  • профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Д.Б.Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка. Д.Б.Эльконин выделил три эпохи. Эпоха раннего детства состоит из двух стадий (возрастов) – младенческого и раннего возраста. Эпоха детства – дошкольный и младший школьный возраст. Отрочество – младший подростковый и старший подростковый возраст.

Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев:

  • Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

  • Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и её структуру в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

  • Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии вступают в противоречие со старой социальной ситуацией и ведут к ее "взрыву" - кризису.

Возрастные кризисы развития – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л.С.Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". По словам Д.Б.Эльконина, раскрыть психологическую сущность кризиса – значит, понять внутреннюю динамику развития в этот период. Гипотеза Д.Б.Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, в 3 года и 11 лет имеют место кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. В 1 год, 7 лет возникают кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Гипотеза Д.Б. Эльконина творчески развивает учение Л.С.Выготского. Преодолевая интеллектуализм многих его трактовок, она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности.

Современные исследования направлены на уточнение возрастных границ и содержательных характеристик психологических возрастов (н-р, см. работы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман); на основе интеграции исследований отечественных и зарубежных психологов создаются новые периодизации психического развития (см., например, работы В.И.Слободчикова, А.В.Петровского).


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007