В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Возраст/ | Персоналии | Библиография |
Возраст (англ. age)Возраст – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Л.С.Выготский определил возраст как единицу анализа детской психологии.
По отношению к развитию ребенка различают хронологический и психологический возраст. Психологический возраст, по определению Л.С.Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возрасты не совпадают. Хронологический, или паспортный, возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Структура возраста, по Л.С.Выготскому, определяется социальной ситуацией развития, психологическими новообразованиями, центральной и побочными линиями развития. Динамика возраста определяется стабильными и литическими возрастами. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризисами возрастного развития.
Л.С.Выготский так представил возрастную периодизацию:
Кризис новорожденности.
Младенческий возраст (2 мес — 1 год).
Кризис одного года.
Раннее детство (1 год — 3 года).
Кризис 3 лет.
Дошкольный возраст (3 года—7 лет).
Кризис 7 лет.
Школьный возраст (8 лет—12 лет).
Кризис 13 лет.
Пубертатный возраст (14 лет—18 лет).
Кризис 17 лет.
В работах А.Н.Леонтьева в качестве критерия периодизации психического развития и показателя психологического возраста введено понятие "ведущая деятельность". Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Было обнаружено, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.
В современных общественно-исторических условиях ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:
Д.Б.Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи), стадии и фазы онтогенеза психики ребенка. Д.Б.Эльконин выделил три эпохи. Эпоха раннего детства состоит из двух стадий (возрастов) – младенческого и раннего возраста. Эпоха детства – дошкольный и младший школьный возраст. Отрочество – младший подростковый и старший подростковый возраст.
Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый стабильный психологический возраст на основе следующих критериев:
Возрастные кризисы развития – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л.С.Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". По словам Д.Б.Эльконина, раскрыть психологическую сущность кризиса – значит, понять внутреннюю динамику развития в этот период. Гипотеза Д.Б.Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, в 3 года и 11 лет имеют место кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. В 1 год, 7 лет возникают кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
Гипотеза Д.Б. Эльконина творчески развивает учение Л.С.Выготского. Преодолевая интеллектуализм многих его трактовок, она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности.
Современные исследования направлены на уточнение возрастных границ и содержательных характеристик психологических возрастов (н-р, см. работы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман); на основе интеграции исследований отечественных и зарубежных психологов создаются новые периодизации психического развития (см., например, работы В.И.Слободчикова, А.В.Петровского).
|