В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Воспитание/ | Персоналии | Библиография |
Воспитание (англ. upbringing)Л.С.Выготский, касаясь вопросов воспитания детей, ставит несколько проблем.
Прежде всего, это проблема факторов развития ребенка - биологического (наследственность) и социального (воспитание). В 50 – 70-ые годы минувшего века Л.С.Выготского часто считали социологизатором. Но автор культурно-исторической теории социологизатором не был и придавал большое значение биологическому фактору, отмечая в лекциях по педологии его изменяющийся в онтогенезе 'удельный вес". О наследственно предопределенных формах поведения он упоминает в связи с необходимостью адекватного понимания и учета в процессе воспитания тех задатков, которые исходно присущи конкретному ребенку. Эта мысль в более развернутой форме прослеживается сейчас в некоторых работах психологов и психиатров, изучающих особенности становления личности в детском и подростковом возрасте. Так, разработанная А.Е.Личко типология характеров подростков (акцентуаций характера и психопатий) предполагает, что существует наследственно заданная предрасположенность к развитию определенных черт характера, но насколько разовьются эти черты, зависит от воспитания.
В связи с этим встает и проблема "индивидуализирования воспитательных приемов". Воспитание окажется эффективным только при опоре на имеющиеся у ребенка личностные особенности (причем не любые, а "положительные", социально одобряемые) и его жизненный опыт. Воспитателю необходимо принимать во внимание, наряду с индивидуальными различиями, и возрастные закономерности развития: то, что приемлемо для взрослого, может оказаться "губительным для ребенка".
Анализируя процесс воспитания, Л.С.Выготский подчеркивает два взаимосвязанных момента. С одной стороны, воспитатель должен организовать среду, в которой находится ребенок, его жизнь в целом. С другой стороны, он не может полагаться только на социальные влияния – он должен организовать деятельность самого ребенка, обеспечить приобретение им нужного опыта (отсюда – своеобразное выражение: ребенок "воспитывается сам"). Таким образом, исключается узкое педагогическое воздействие как таковое. Если рассмотреть существующие в настоящее время дидактические системы, то, пожалуй, наиболее близкой и реально реализующей данную позицию является система Марии Монтессори (воспитатель создает так называемую подготовленную среду, в рамках которой предоставляет ребенку право выбора, и поддерживает его активность, тем самым содействуя детскому развитию).
Л.С.Выготским отмечаются уровни влияний в процессе воспитания ребенка – от семьи до широких социальных связей (здесь можно провести аналогию с известной сейчас теорией экологических систем Ури Бромфенбреннера), затрагивается проблема классового характера воспитания (связанного с системами ценностей, идеалов и культурно-исторических традиций, присущих разным слоям общества).
Работа с аномальными детьми позволила Л.С.Выготскому наметить принцип, который получил дальнейшее развитие в отечественной дефектологии: роль обучения и воспитания возрастает, если ребенок имеет отклонения в развитии.
|