В начало  Персоналии Библиография Помощь
Восприятие/ПерсоналииБиблиография

Восприятие (англ. Perception)

Восприятие - сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс"). Иногда термином "восприятие" обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Развитие восприятия подчинено законам развития высших психических функций. В. лежит в основе образования первых психологических систем.

В. находится в центре сознания в раннем возрасте.

В онтогенезе важным моментом для его развития выступает акт хватания. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель воздействует на глаз, образа еще нет. Он возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом.

Под влиянием В. происходит развитие всех других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит непроизвольный характер: хотя воспоминание и появляется, более того, его латентный период увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а "ему вспоминается". Память еще не функционирует как отдельный процесс.

По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия".

Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда оно начинает зарождаться, то оно формируется не как дискурсивное или аутистическое, а как наглядно-действенное. Ребенок практически манипулирует вещами и улавливает связи между ними. Говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. В. Келер, а вслед за ним и К. Бюлер считали, что наглядно-действенное мышление ребенка аналогично интеллекту обезьян. Отечественные исследователи показали, что это не соответствует действительности.

Согласно Л.С. Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу же освобождает ребенка от многих зависимостей, и, прежде всего, от зависимости от поля восприятия. Согласно А.Н. Леонтьеву, центральное значение имеет обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема.

В дошкольном возрасте возникает так называемое "категориальное восприятие"(формы, цвета, величины и т.п.). Оно возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Раньше предполагали, что категориальное восприятие возникает через речь, однако название "ложится" на подготовленное продуктивными видами деятельности отделение признака. Ребенок как бы играет красками, рисуя "зеленую корову" или "коричневую траву". Это показывает, что цвет как категория для ребенка уже начинает существовать. Первоначально, до этого момента цвет в видении детей опредмечен, конкретен, не возможно его существование отдельно от предмета. Благодаря рисованию, он уже "отрывается" от предмета, становится объектом ориентировки для ребёнка.

Отрыв этих свойств от предмета делает возможной работу с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения эталонов и мер сенсорных.Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла иссле­дований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007