В начало  Персоналии Библиография Помощь
Движение/ПерсоналииБиблиография

Движение (англ. movement)

Движениекомплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма.

Интерес к изучению движений и их становлению как культурной функции можно отнести к тому периоду творчества Л.С. Выготского и его учеников и коллег, когда происходил переход от идеи инструментального акта и рассмотрения знака как главного опосредствующего звена, к понятию "система", "межфункциональные связи". Вот как об этом писал А.Р.Лурия в биографической книге "Этапы пройденного пути": "в 1929 году наша группа занялась изучением "сигнификативной" деятельности. Под этим мы подразумевали путь, которым дети приходят к способности усваивать значение стимулов, которыми им нужно овладеть, создавая тем самым свою собственную "инструментальную" опосредствованную деятельность…" (Лурия, 2001, стр. 38). В самом конце 1920-х – начале 1930-х гг. А.Р. Лурия был заведующим психологической лабораторией в Институте (Академии) коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской. Во 2-м МГУ он организовал психологический кружек, в котором обсуждались идеи Выготского. И знаменитая "пятерка" учеников Л.С.Выготского – Морозова, Левина, Славина, Божович и Запорожец работала в психологической лаборатории АКВ на общественных началах. А.Р.Лурия отмечает, что развернулись исследования, в которых изучались высшие психические функции по отдельности, разрабатывалась идея знакового опосредствования в каждой функции, и понятия ВПФ, анализ каждой функции по отдельности. "Все студенты и коллеги приняли участие в изобретении экспериментальных моделей для анализа "инструментального" поведения" (Лурия А.Р., 2001, стр. 33).

Например, Н.Г.Морозова изучала развитие способности к сложному выбору у маленьких детей. А.В.Запорожец экспериментально развивал идею того, что речь приобретает инструментальную функцию при организации двигательного поведения. Он изучал различные формы произвольного двигательного поведения у детей разного возраста. Л.И.Божович разрабатывала проблему развития речи и практической интеллектуальной деятельности ребенка. Позже А.В.Запорожцем были описаны так называемые пробующие действия. Пробующие действия включаются в состав ориентировочно-исследовательской деятельности.

Во время Великой отечественной войны А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, используя концепцию физиологии активности Н.А.Бернштейна о теорию знакового опосредствования высших психических функций Л.С.Выготского, занимались проблемой восстановления движений при мозговых ранениях.

Современные исследования в культурно-исторической школе ведутся в направлении изучения так называемого "живого движения", введенного в качестве психологического понятия Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко. "Живое движение" по своим функциональным свойствам аналогично морфологическому (анатомическому) органу, описанному Н. А. Бернштейном. Основными свойствами живого движения выступают предметность, реактивность, способность к развитию и распаду, чувствительность к ситуативным изменениям и сдвигам в функциональных состояниях индивида, а также к отдельным элементам исполнительного действия.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007