В начало  Персоналии Библиография Помощь
Детская психология/ПерсоналииБиблиография

Детская Психология (англ. child psychology)

Детская психологияотрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. Детская психология выделилась в самостоятельную отрасль знания в конце XIX в. В настоящее время возникают новые отрасли психологии, в основе которых лежит Д.П. – детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. "До сих пор, - писал Л.С. Выготский, - еще многие склонны в ложном свете представлять идею исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов прошлого. Это наивное понимание - видеть непроходимую грань между изучением историческим и изучением наличных форм. Между тем историческое изучение просто означает применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо, - значит, изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода".

В современной психологии различают генетическую и детскую психологию. Исследуя один и тот же объект - психическое развитие - генетическая и детская психология представляют собой две разные отрасли психологической науки.Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Генетическая психология, или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Путь экспериментального формирования психических процессов впервые был намечен Л.С.Выготским – экспериментально-генетический метод.

Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркие представители генетической психологии - Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, П.Я.Гальперин. Их теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью относятся к общей генетической психологии. П.Я.Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования умственных действий, в которой представлены основы формирования психических процессов. К генетической психологии относится и экспериментальное изучение понятий, осуществленное Л.С.Выготским.

Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа - это психологический возраст, или период, развития.

В отличие от генетической, детская психология - учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л.С.Выготским, об этой области психологии правильнее говорить: детская (возрастная) психология. Типично детскими психологами были Л.С.Выготский, А.Валлон, А.Фрейд, Д.Б.Эльконин. Как образно говорил Д.Б.Эльконин, общая психология - это химия психики, а детская психология - скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определенным образом организованными "телами" психики. Когда материалы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке.

Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что сам предмет детской (возрастной) психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому - так же исторически изменчив, как и само представление о детстве.

Продвижение в решении теоретических задач расширяет возможности практического внедрения детской (возрастной) психологии. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла и продолжает расширяться новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка в каждом психологическом возрасте.

А.В.Запорожец так характеризовал детскую психологию: "Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов деятельности ребенка (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. Объект, изучаемый детской психологией, - сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений".

Детская психология использует методы, разработанные в общей психологии (экспериментально-генетический метод), но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

В.В.Давыдов указал на еще не решенные актуальные проблемы психологии развития, которые предстоит разрабатывать как современникам, так и последующим поколениям психологов. Перечислим некоторые из наиболее важных теоретических проблем детской и общей (генетической) психологии, которые указаны в разных публикациях В.В. Давыдова.

  1. Исследование социально-психологических особенностей современной системы "ребенок - общество".

  2. Изучение объективно возникающих общественных задач, оказывающих влияние на общее психическое развитие детей.

  3. Исследование проблем истории детства.

  4. Создание развернутой периодизации психического развития, отвечающей общему характеру современного детства.

  5. Изучение условий и разработка методических рекомендаций для выявления скрытых резервов развития психики в том или ином возрасте.

  6. Изучение влияния внеобразовательных сфер жизни ребенка на развитие его личности.

  7. Разработка целостной программы развития творческого потенциала ребенка и средств для ее осуществления в системе образования.

  8. Индивидуальные варианты развития личности детей.

  9. Проблема переломных периодов в психическом развитии детей.

  10. Симптоматика переломных и сензитивных периодов в развитии детей.

  11. Становление новой потребности и соответствующей ей ведущей деятельности в детском возрасте.

  12. Соотношение онтогенеза сознания ребенка с его историческим развитием.

  13. Роль образовательно-воспитательных систем в развитии психики ребенка.

  14. Разработка концепции истории умственного развития ребенка.

  15. Проблема генетической связи продуктивного воображения и творческого мышления.

На первый взгляд может показаться, что перечисленные проблемы носят сугубо теоретический характер. Может создаться впечатление, что их надо отбросить и заняться практической работой с детьми. Но эти проблемы необходимо решать, так как от них зависит содержание образовательных систем и, в конечном счете, судьба подрастающих поколений.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007