В начало  Персоналии Библиография Помощь
Диагностика/ПерсоналииБиблиография

Диагностика психического развития (англ. Diagnostics)

Обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической "нормы" и т. д. Называется диагностикой психического развивития.

Л.С. Выготский важнейшее значение при диагностике придавал качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению "зоны ближайшего развития". Зона ближайшего развития выступает как ведущий методологический прием в диагностике умственного развития ребенка и изучении индивидуальных различий.

Л.С.Выготский выступал против практик формального применения тестов интеллекта, которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т. н. коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста. Подобные тесты не вскрывают причин возможных отклонений в развитии.

Задача диагностики – определить психологический диагноз, то есть установить индивидуально-психологические характеристики и особенности ребенка. Симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л.С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и их возможные последствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, называется этиологическим. Высший уровень психологического диагноза - это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять "внутреннюю логику самодвижения" процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Дальнейшая разработка теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.

Развивая идеи Выготского о диагностике психического развития, отечественные психологи создали целые диагностические программы, комплексы методик.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007