В начало  Персоналии Библиография Помощь
Знак/ПерсоналииБиблиография

Знак (англ. sign)

Употребление знака Л.С.Выготский рассматривал как центральный и основной момент в построении всякой психической функции. По аналогии с тем, как в общественно-историческом развитии переход к человеку произошел в результате применения орудий в труде, для анализа психического развития он ввел понятия психологических "орудий", средств ("вспомогательные средства мышления и поведения"), опосредствования, которые приводят к изменению структуры психических процессов. В качестве средств, орудий, опосредствующих развитие этих процессов были выделены знаки.

Согласно Л.С.Выготскому, знаковая организация - важнейший отличительный признак всех высших психических функций. "Основной и самой общей деятельностью человека, отличающей его от животного с психологической стороны в первую очередь, является сигнификация…"Сигнификация есть создание и употребление знаков", писал Л.С.Выготский в работе "Мышление и речь".

Проводя аналогию между применением орудий в труде и знаками в психической деятельности, Выготский указывал на существенные различия между ними. Если орудие в труде направлено на предмет деятельности ("вне"), то З. направлен на овладение человеком своей психикой ("внутрь").

Развитие высших психических функций он связывал с развитием символической деятельности; выделяя два этапа – "естественные " и "культурные" процессы. "Естественные" - это развитие высших психических функций и их генетической связи с натуральными формами поведения; "культурные" - это переход от социальной формы сотрудничества в индивидуальный способ поведения. Натуральные процессы перестраиваются, превращаясь в опосредствованные. "Центральный факт нашей психологии – факт опосредования ".

Выготский, работая очень много с патологией в развитии указывал, что при распаде ВПС "в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают функционировать по примитивным законам как более или менее самостоятельные психологические структуры" ("Орудие и знак в развитии ребенка", 1934 г.).

Л.С.Выготский вводит понятие "вращивания". Которое означает переход культурных форм поведения во внутренние образования, связанный с коренной перестройкой психической деятельности на основе знаковых операций. При "вращивании" происходит замещение функций, изменение натуральных процессов, возникновение новых психологических функциональных систем.

Культурное развитие Выготский понимал как усвоение приемов поведения, основанных на использовании и употреблении знаков в качестве средств осуществления той или иной психологической операции. Это достигается через овладение теми вспомогательными средствами поведения, которое человечество создало в процессе своего исторического развития, в качестве которых он выделял язык, письмо, систему счисления и др.

Следствием признания первостепенной важности знаков было включение в систему психологических понятий внешних символических форм деятельности – речь, чтение, письмо, счет, рисование. "Мы склонны рассматривать их, прежде всего, как своеобразные формы поведения, слагающиеся в истории социо-культурного развития ребенка и образующие внешнюю линию в развитии символической деятельности наряду с линией внутренней, представляемой культурным развитием таких функций, как практический интеллект, восприятие, память и т.п."("Орудие и знак в развитии ребенка", 1934 г.).

Переходя от анализа сходства к выделениию различий внешних и внутренних средств, Выготский разрабатывает проблему связи орудия, знака со значением ("нет знака без значения"), слова со значением (как внутренней стороной слова) и формулирует ряд важных для психологии положений о связи знаков и словесных значений, генезисе значения как развитии обобщения, социальной обусловленности и коммуникативной природе знаковых средств, решающей роли речевого общения в генезисе произвольной деятельности, связи речи и сознания, смыслообразовании как результате, продукте значения, смысловом строении сознания. "Всякая символическая деятельность ребенка была некогда социальной формой сотрудничества" ("Орудие и знак в развитии ребенка", 1934 г.).

Внутренняя сторона опосредования открывается в двойной функции знака:

  1. общение,

  2. обобщение.

Дальнейшее исследование проблем, поставленных и сформулированных Л.С.Выготским, проводилось в направлении теоретического анализа научной психологической школы, в которых обсуждались в том числе и проблематика, связанная с пониманием основных понятий – средства, знака, опосредствования, экспериментального подтверждения ее основных положений, углубленном исследовании генезиса отдельных функций в различные возрастные периоды, уточнении и модификации методов исследования, используемых Л.С.Выготским и проводимых исследований по теоретической разработке категориального аппарата. Наиболее интенсивно разрабатывается в теоретическом и экспериментальных планах:

Теоретический анализ научной психологической школы

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М.МГУ.1986

Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского. Самара.1998

Теоретическая разработка категориального аппарата

проблема опосредствования:

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М. 1994.

Хозиев В.Б. Опосредствование в становящейся деятельности. Сургут. 2000

проблема знака, символа, средств (включая связанные с ним проблемы - генезис, функции, виды, роль в деятельности)

Автор текста – Н.Г.Салмина


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007