В начало  Персоналии Библиография Помощь
Онтогенез/ПерсоналииБиблиография

Онтогенез(англ. ontogenesis)

Онтогенез развитие индивида в отличие от развития вида (филогенез). Термин введен немецким биологом Э.Геккелем.

В биологии онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти.

В психологии:

а) период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни;

б) период становления и формирования личности, включающий только этапы детского и юношеского развития.

Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. Существенно отличие онтогенеза человеческой психики от ее филогенеза, общественно-исторического развития человеческого сознания состоит в том, что созревание организма ребенка не является движущей причиной возрастного развития детской психики, оно составляет его необходимое условие. Общественно-историческое развитие человеческого сознания происходило в течение последних 30-40 тысяч лет. При этом каких-либо существенных изменений морфологических свойств homo sapiens, сложившихся в период возникновения человеческого рода учеными отмечено не было.Л.С.Выготский выделяет биологическое и историческое развитие, натуральное и культурное развитие. В онтогенезе одновременно происходит как биологическое, так и культурное развитие. В онтогенезе свершается переход от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психическим функциям. В развитии ребенка, наряду с двумя видами опыта – видового и индивидуального (присущего психике животных) возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего периода детства. В процессе усвоения детьми социального опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребенка.

Рассмотрение онтогенеза психики ребенка на фоне исторического времени, расширение "плоскостей" исследования, т.е. попытка синтеза социогенеза и онтогенеза приводит к возникновению нового направления в изучении психического развития – социальной психологии детства (В.В. Абраменкова, А.В. Петровский и др.).

Изучение онтогенеза – главная задача детской психологии.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007