В начало  Персоналии Библиография Помощь
Потребности/ПерсоналииБиблиография

Потребности (англ. needs)

Потребности традиционно рассматриваются Л.С.Выготским как источник, побудительная сила любой деятельности, поведения человека. С потребностями соотносится "побудительный характер вещей". Это положение Л.С.Выготского созвучно теории поля Курта Левина и в дальнейшем в отечественной психологии было детально проработано А.Н.Леонтьевым. По А.Н.Леонтьеву потребность, встречаясь с предметом, способным ее удовлетворить, становится мотивом, или другими словами, мотив представляет собой "опредмеченную" потребность.

Л.С.Выготский различал биологические и высшие культурные потребности. При этом подчеркивал, что на протяжении детства и отрочества биологические потребности становятся истинно человеческими, в онтогенезе наблюдается "сложный и длительный процесс превращения влечений в человеческие потребности". Это дало основание другому ученику Л.С.Выготского – П.Я.Гальперину – говорить применительно к человеку не о биологических, свойственных и животным потребностях, а только о потребностях органических.

В то же время в процессе формирования потребностей в онтогенезе Л.С.Выготский выделяет две линии – социокультурную линию развития высших потребностей и биологическую линию развития органических влечений.

Анализируя развитие ребенка в разные возрастные периоды, Л.С.Выготский отмечает появление таких высших культурных потребностей, как потребность в общении, в речи (устной и, намного позднее, письменной), в творчестве и т.д. Принципиально важным моментом в развитии мотивационно-потребностной сферы становятся "переходы от возраста к возрасту", т.е. возрастные кризисы, которые позже Д.Б.Эльконин, наиболее полно реализовавший идеи Л.С.Выготского в детской психологии, считал границами между возрастами. Во время возрастного кризиса происходит перестройка системы потребностей, "обесценивание" (Л.С.Выготский) того, что было значимым раньше, ослабление одних мотивов и усиление или появление других. "Всякий сдвиг, всякий переход с одной возрастной ступени на другую связан с резким изменением мотивов и побуждений к деятельности".


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007