В начало  Персоналии Библиография Помощь
Рекапитуляция/ПерсоналииБиблиография

Рекапитуляция; концепция рекапитуляции (англ. recapitulation; theory of recapitulation)

Рекапитуляция – одна из ранних психологических теорий детской психологии разработанная Ст.Холлом, в которой биогенетический закон Э.Геккеля был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Э.Геккель в 1874 г. сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: "онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза". Американский психолог Ст.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе, и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст.Холл считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в ней подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Эти положения Ст.Холла вызвали критику у многих психологов. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование, как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. "Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта", – остроумно заметил другой ученый, П.П.Блонский.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии была признана раньше, чем появилось критическое отношение к ней в эмбриологии. И.И.Шмальгаузен показал, что в филогенезе происходит перестройка всего эмбриогенеза в целом, спускание вниз решающих моментов развития. Критика Э.Геккеля, основанная на громадном фактическом материале, поднимает проблему истории эмбриогенеза.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но она представляла собой именно теоретическую концепцию. И в случае её отсутствия, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В гипотезе Ст.Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Теория рекапитуляции недолго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Ст.Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников – А.Гезелла и Л.Термена.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007