В начало  Персоналии Библиография Помощь
Социальная ситуация развития/ПерсоналииБиблиография

Социальная ситуация развития (англ. social situation of development)

Социальная ситуация развития - структурный компонент психологического возраста, сущностная характеристика каждого возрастного периода, детерминанта развития, определяющая все динамические изменения, происходящие в психическом развитии ребенка в процессе взросления. Социальная ситуация развития - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. Социальная ситуация развития - это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.

Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Социальная ситуация развития как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия - непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой социальной ситуации развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Анализ социальной ситуации развития позволяет выделить "ближайшие" и "далекие" отношения ребенка к обществу (Л.С. Выготский), т. е. два плана отношений: отношения "ребенок - общественный взрослый", как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения "ребенок - близкий взрослый и сверстник", реализующий индивидуально-личностные отношения.

"Возможны, по крайней мере, две разные интерпретации этого понятия, зависящие от того, какой смысл вкладывается в слово "отношение". В одном случае "отношение" можно представить субъективистски (без какого-либо негативного оттенка!), то есть как переживание и понимание ребенком элементов среды; в другом – деятельностно. Л.С.Выготский, как нам кажется, был далек от того, чтобы противопоставлять эти две интерпретации, его собственное понимание, вероятно, представляло синтез двух интерпретаций: "социальная ситуация развития не определяется ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения" (Выготский Л.С., Собр. соч., Т.4, стр. 260). "Отношения" здесь надо понимать так, как пишет сам Л.С.Выготский: возникновение у изменившегося коренным образом ребенка новой структуры сознания неизбежно "означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психической жизни (там же, стр. 259); или еще более прозрачно, "возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношении к внешней действительности и к самому себе" (там же, стр. 260). В результате новый цикл развития начинается с того, что возникает новая социальная ситуация развития, то есть "новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней…".

Несомненно, А.Н.Леонтьеву удалось придать этой точке зрения большую четкость и строгость. "В деятельности, а не в переживании осуществляется … действительное единство субъекта и его действительности, личности и среды.

Переживание лишено собственного движения. Только в его единстве с деятельностью, а не в нём, как таковом, заключены внутренние движущие силы психологического развития человека. Переживание есть только форма по отношению к содержательной человеческой деятельности" (Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского// Вопросы психологии, 198, №1, стр. 124).

Тем не менее, когда в цитированной работе А.Н.Леонтьев критиковал взгляды Л.С.Выготского, то его критика основывалась на однобокой интерпретации идей учёного в духе исключительно субъективистского толкования детерминант развития. А это не соответствует действительности" (Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского. Самара, 1998, стр. 46-47).

Использование понятия "социальная ситуация развития" оказывается продуктивным при организации коррекционного и развивающего процесса (см. Венгер А.Л., Морозова Е.И.).


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007