В начало  Персоналии Библиография Помощь
Среда/ПерсоналииБиблиография

Среда, социальная среда (англ. environment)

Среда, социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия существования и деятельности.Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития, поэтому источник развития вне ребенка.

Л.С. Выготский утверждал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как её влияние определяется переживаниями ребенка.

Л.С. Выготский ввел понятие ключевого переживания.Как позднее справедливо указывала Л.И. Божович, "понятие переживания, введенное Л.С. Выготским, выделило и обозначило ту важнейшую психологическую действительность, с изучения которой надо начинать анализ роли среды в развитии ребенка; переживание представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств".

Л.С.Выготский обосновал, что необходимо изучать роль среды в развитии ребенка не по "абсолютным", а по "относительным" показателям - исследовать, что среда означает для ребенка, каково его отношение к её отдельным сторонам.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007