В начало  Персоналии Библиография Помощь
Деятельность/ПерсоналииБиблиография

Деятельность (англ. Activity)

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности.

В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающего мира. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение – в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида.

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование и развитие психики в онтогенезе. В процессе детской Д. происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение Д. приводит к развитию психики ребенка, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего её формирования.

Вопрос о том, является ли культурно-историческая теория Л.С.Выготского предтечей теории деятельности А.Н.Леонтьева, или же это две различные исследовательские парадигмы широко обсуждается в современной психологии.

В.В.Давыдов отмечал, что дискуссии о том, было ли понятие деятельности у Выготского актуальны. Он утверждал, что это понятие у Л.С.Выгоского было, но в той форме, которая была возможна в середине двадцатых годов. Современное же понимание деятельности значительно расширено. А.Н.Леонтьев развил исходную идею Выготского о взаимопревращении совместной Д. в индивидуальную .

Б.Г.Мещеряков обосновывает, что все виды детской деятельности, по крайней мере, в своих начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым. Они не возникают и не развиваются чисто спонтанно, но организуются и осуществляются сначала взрослыми вместе с детьми. Лишь постепенно возникают условия для относительной автономизации (индивидуализации) тех или иных созревших форм детской деятельности. Поэтому не может быть в принципе противопоставления деятельностного подхода развитию (А. Н. Леонтьев и др.) и коммуникативному подходу Л. С. Выготского. Оба подхода идеально совместимы, отчасти взаимодополнительны, а в целом предполагают друг друга, т.е. ни Выготский не мыслил общение вне деятельности, ни Леонтьев – деятельность вне общения. Различие между ними столь же глубокое, как между словосочетаниями коммуникативно-деятельностный и деятельностно-коммуникативный подходы.

Е.Е.Соколова доказывает дополнительность, а не альтернативность исследовательских "парадигм" Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева в период создания последним Харьковской психологической школы. Творческое развитие идей Л.С.Выготского харьковскими психологами можно проследить на материале экспериментальных исследований доречевых обобщений, формирования научных понятий в ходе обобщающей деятельности ребенка, исследований соотношения в его сознании "действенных" и "вербальных" обобщений (см., н-р, ранние работы Л.И.Божович). Е.Е.Соколова утверждает, что оформившийся в Харьковской школе новый взгляд на психику как функцию деятельности является в известном смысле возвращением к исходным замыслам Л.С.Выготского, говорившего о сознании как проблеме структуры поведения.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007