В начало  Персоналии Библиография Помощь
Значение/ПерсоналииБиблиография

Значение (англ. meaning/sense)

Значением называется обобщенная форма отражения субъектом общественно–исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Выготский пришел к понятию значения не сразу, считается, что это произошло в 1933 г. (работа "Проблема сознания"). "В старых работах мы игнорировали то, что знаку присуще значение… Мы исходили из принципа константности значения". В "Проблеме сознания" он пишет: "Нет вообще знака без значения. Смыслообразование есть главная функция знака. Значение есть всюду, где есть знак. Это внутренняя сторона знака", "это внутренняя структура знаковой операции".

Выготский рассматривает значение как неразложимую единицу речевого мышления – " …значение слова представляется мне…чрезвычайно важной единицей исследования мышления, оно обеспечивает нам такое исследование речевого мышления, в котором речь и мышление представлены в их единстве". С психологической точки зрения значение это обобщение, а оно становится возможным, согласно Выготскому, при развитии общения, отсюда его тезис - значение слова следует рассматривать "не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления".

Им была поставлена задача экспериментального исследования развития словесных значений, развития обобщений. Л.С.Сахаровым под руководством Выготского была создана методика формирования искусственных понятий на основе методики Аха (которую Выготский критиковал за то, что значения, данные ребенку с самого начала, остаются неизменными, кроме того предметный и речевой ряды по функциям не различаются между собой). На основе полученных экспериментальных данных Л.С.Выготский выделил три основные ступени в развитии обобщений, генетически связанные между собой: синкреты, комплексы и понятия.

Синкреты – это "бессвязная связанность" группы предметов по случайному основанию, без выделения объективных связей.

Комплексы - в основе обобщения лежит словесный знак как обозначение предметов по наглядному признаку. Оно включает несколько форм, основания здесь ситуативны, изменчивы, при отсутствии иерархии признаков. В качестве одной из форм комплекса выделено псевдопонятие, которое Л.С.Выготский рассматривал как наиболее распространенную форму комплексного мышления детей дошкольного возраста и как переходную форму житейского мышления взрослых, для которого характерна ориентация на наглядные признаки, без выделения существенного.

Понятия – в основе обобщения лежит абстрагирование существенных связей.

Л.С.Выготский, установив тождественность псевдопонятий и понятий по их предметной отнесенности, показал их психологические различия: использование разных интеллектуальных операций, приводящее к противоположным результатам - слитность в псевдопонятии и абстрагирование существенного – в понятии.

Проблема выявления путей формирования обобщений была продолжена в исследованиях по анализу становления житейских (спонтанных) и научных понятий (исследование Ж.И.Шиф). В спонтанных понятиях (скорее общих представлениях), которые образуются при непосредственном столкновении с предметами, ребенок не осознает "самого понятия, своего собственного акта мысли, с помощью которого он представляет данный предмет". В научных понятиях формирование начинается с определения, которое уже является абстракцией. Л.С.Выготский формулирует ряд положений, характерных для формирования научных понятий: они образуются только в системе, должна осознаваться собственная мыслительная деятельность, необходимость проникновения в сущность объекта.

Описанные типы обобщения, выявление генетических связей и ступеней развития этих типов представляют большой вклад в психологию становления понятий. В.В.Давыдов, оценивая теорию обобщения и понятия, предложенную Л.С.Выготским, выделяет в ней то, что должно быть использовано в исследованиях:

1)"генетический анализ" как метод исследования проблемы

2)необходимость различения "обобщения вещей" и "обобщения мыслей";

3)в научном понятии присутствует момент осознания акта мысли, т.е. рефлексии.

Исследования, продолжившие разработку проблемы теоретического анализа значения, его развития, теории обобщения и понятия, достаточно разносторонние как по исследовательским задачам, так и по экспериментальному материалу.

Фундаментальные теоретические и экспериментальные психологические исследования проведены по анализу понятия "значение". Это продолжение работ Л.С.Выготского по разведению понятий "значение" и "смысл" исследования А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева и Д.А.Леонтьева

Это работы по формам существования и развития значений – исследования А.А.Леонтьева, Е.Ю.Артемьевой, В.П.Серкина, А.П.Стеценко, Е.И.Исениной и др.

Это работы по теории обобщения и понятия, включая описания модификаций методики двойной стимуляции (методики Выготского – Сахарова) - исследования В.В.Давыдова, В.В.Рубцова, Б.Д.Эльконина, Е.Г.Юдиной и др.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007