В начало  Персоналии Библиография Помощь
Идеальная форма/ПерсоналииБиблиография

Идеальная форма– общие положения

  1. Самый процесс обучения всегда совершается в форме сотрудничества ребенка со взрослыми и представляет собой частный случай того взаимодействия идеальных и наличных форм, о которых мы говорили выше как об одном из наиболее общих законов социального развития ребенка// Проблема возраста / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 244-268

  2. В чем же эти специфические отношения между средой и развитием, если речь идет о развитии личности ребенка, ее специфических человеческих качествах? Мне кажется, что это своеобразие заключается вот в чем. В развитии ребенка то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка. Я поясню это на примере. Вот ребенок только начал говорить, произносит отдельные слова, как это обыкновенно делают дети, начинающие овладевать речью. А в среде ребенка существует ли уже развитая речь, которая должна появиться у ребенка только в конце развития? Существует. Ребенок говорит односложными предложениями, предложениями, но мать говорит с ребенком уже грамматически и синтаксически оформленной речью, с большим запасом слов, конечно, ограниченным применительно к ребенку, но во всяком случае она уже говорит, пользуясь развитой формой речи. Условимся называть эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития, условимся называть, как делают в современной педологии, конечной, или идеальной, формой - идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно получиться в конце развития, или конечной - в смысле того, что должно в конце развития ребенка у него получиться. И назовем форму речи самого ребенка - первичной формой, начальной формой. Величайшая особенность детского развития заключается в том, что это развитие совершается в таких условиях взаимодействия со средой, когда идеальная форма, конечная форма, та, которая должна появиться в конце развития, не только существует в среде и соприкасается с ребенком с самого начала, но она реально взаимодействует, реально оказывает влияние на первичную форму, на первые шаги детского развития, т.е. что-то такое, что должно сложиться в самом конце развития, каким-то образом влияет на самые первые шаги этого развития. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. В последние годы идет пересмотр учения о развитии детской речи. Основной принцип, по которому перестраивается анализ развития детской речи,— это анализ в связи, на фоне и в теснейшей зависимости от идеальных форм, т. е. от развитой речи взрослых. Старое учение о языке рассматривало значение слова, минуя его функцию средства общения. Речь рассматривалась вне ее социальной функции, как индивидуальная деятельность ребенка. В области речи был накоплен богатейший материал, дававший возможность развернутой речевой диагностики, но оставалось совершено неизвестным причинное объяснение развития. Детская речь не является личной деятельностью ребенка, и разрыв ее с идеальными формами — речью взрослого — представляет грубейшую ошибку. Только рассмотрение индивидуальной речи как части диалога, сотрудничества, общения дает ключ к пониманию ее изменений. Ни один вопрос (грамматизации, двухсловных предложений и т. д.) нельзя объяснить вне этого аспекта. Всякое самое примитивное детское слово является частью целого, внутри которого оно взаимодействует с идеальной формой. Идеальная форма — источник речевого развития ребенка. Таков генезис развития детской речи. Мы видим, что источник новообразования теснейшим образом связан с отношениями ребенка и взрослых — сотрудничеством с ними. Именно оно толкает на новый путь обобщения, на овладение речью и т. д. Овладение же речью приводит к перестройке всей структуры сознания. // Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

  4. Чтобы вам было ясно, в какой степени это создает своеобразные, неповторимые и единственные условия, присущие детскому развитию, я вас спрошу так: вы представляете себе, например, биологическую эволюцию? Можно себе представить, чтобы она совершалась таким образом, чтобы идеальная форма, высшая форма, которая только появилась в развитии, существовала уже тогда, в начальный период, когда были только низшие, самые первичные формы, и чтобы эти первичные формы развивались под непосредственным влиянием этой конечной? Конечно, ничего подобного представить себе нельзя. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  5. Можно ли себе представить в отношении развития человека, что когда самый первобытный человек только-только появляется на земле, чтобы одновременно с этой начальной формой существовала высшая конечная форма как человек будущего и чтобы эта идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек. Невозможно это себе представить. Так что ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма, чтобы в этот момент уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с этими первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в отличие от других типов развития, среди которых мы никогда такого положения вещей не можем обнаружить и не находим. Что это значит? Мне кажется, отсюда может быть сделан вывод очень большой важности, который нам непосредственно может объяснить своеобразную роль среды в развитии ребенка. Каким образом развивается у ребенка эта идеальная, или конечная, форма, скажем, речи? Мы видели, что ребенок владеет в начале развития только первичной формой, т.е., скажем, в области речи он произносит только отдельные слова. Но эти отдельные слова составляют часть диалога ребенка с матерью, которая уже владеет идеальной формой, такой, какая должна появиться у ребенка в конце его развития. Может ли ребенок в год или полтора года жизни овладеть этой идеальной формой, т.е. просто ее усвоить, просто подражать ей? Не может. Может ли ребенок этого возраста тем не менее, двигаясь от первого шага до последнего, все больше и больше приноравливать свою первоначальную форму к этой конечной форме? Да, исследование показывает, что так оно в действительности и происходит. Это, следовательно, означает, что среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, выступает в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития. Что это значит? Прежде всего это означает очень простую вещь, что если в среде нет соответствующей идеальной формы, и развитие ребенка в силу каких-либо причин протекает вне этих специфических условий, - о них я вам говорил, - т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется. Представьте себе ребенка, который растет среди глухих людей, среди глухонемых родителей и родственников. Разовьется у него речь? Нет. А лепет разовьется? Да. Даже у глухонемых детей развивается лепет. Значит, лепет принадлежит к числу функций, которые более или менее непосредственно заложены в самих наследственных задатках. А речь у такого ребенка вообще не разовьется. Для того чтобы развилась речь, необходимо, чтобы в среде была эта идеальная форма, которая, взаимодействуя с начальной формой у ребенка, привела бы его к развитию речи. Значит, среда является в этом смысле, во-первых, источником всех специфически человеческих свойств ребенка, что если в среде отсутствует соответствующая идеальная форма, то у ребенка не разовьется соответствующая деятельность, соответствующее свойство, соответствующее качество. Второе. Представим себе, что у ребенка в среде отсутствует эта идеальная форма, т.е. развитие ребенка не подчиняется тому закону, о котором я говорил только что, именно, что конечная форма отсутствует, не взаимодействует с начальной формой, но ребенок развивается среди других детей, т.е. есть среда его сверстников с низшей, начальной формой. Будет ли тогда развиваться соответствующая деятельность, соответствующие свойства у ребенка? Исследования показывают, что будут, но чрезвычайно своеобразно, т.е. они будут всегда развиваться очень медленно, очень своеобразно и никогда не достигнут того уровня, которого они достигают, когда есть в среде соответствующая идеальная форма. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  6. Если мы имеем дело с тем, что в среде отсутствует идеальная форма, а мы имеем дело только с тем, что начальные формы взаимодействуют между собой, то развитие обычно носит чрезвычайно ограниченный, сжатый, обедненный характер. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  7. Дома ребенок, имея мать или заменяющее ее лицо, скажем няню, все время слышит речь, обращенную к нему, и все время находится в процессе взаимодействия с идеальной речевой формой. А в яслях, где на несколько детей, на группу детей приходится одна руководительница, ребенок имеет гораздо меньше возможности непосредственного воздействия с этой идеальной формой. Но зато дети могут говорить друг с другом. Но говорят они плохо, говорят мало, их собственный разговор не является источником богатого развития для них. Для того чтобы развитие их высших специфических человеческих свойств могло совершаться благоприятно и хорошо, очевидно необходимо, чтобы эта идеальная конечная форма именно вела, если можно так выразиться, детское развитие с самого начала. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  8. Или по внешним - ребенок слышит, но живет среди глухих и не-говорящих родителей, или по внутренним - живет с говорящими родителями, но сам глухой. И в том и в другом случае результат один и тот же - ребенок исключается из этого взаимодействия между начальной и идеальной формой и все развитие расстраивается. Я думаю, что это положение о взаимодействии идеальной и начальной формы и эти примеры, которые я привел, поясняют ту мысль, которую я высказал в начале, именно, что среда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития, т.е. именно взаимодействие со средой является источником того, что у ребенка возникают эти свойства. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  9. Человечество ее (речь) создало на всем протяжении своего исторического развития. Мое развитие заключается в том, что я в ходе своего общего развития овладел этой речью, следуя историческим законам своего развития и в процессе взаимодействия с идеальной формой. Но представьте себе, что был бы поставлен в такие условия, как глухой ребенок, чтобы я должен сам создавать язык, - я бы не мог воспользоваться этой сложившейся в ходе развития человечества формой. Я бы далеко не ушел. Я бы создал речь в самых примитивных, элементарных, узких размерах. Значит, фактически уже то обстоятельство, что человек есть социальное по своей природе существо, что его развитие заключается в том, между прочим, что он овладевает формами деятельности, сознания, которые выработаны человечеством в процессе исторического развития, это, в сущности говоря, и лежит в основе этого взаимодействия идеальной формы с начальной формой. Среда является источником развития этих специфически человеческих свойств и качеств, в первую очередь в том смысле, что в среде-то и существуют эти исторически развитые свойства и особенности человека, они присущи человеку и в силу его наследственной органической организации, но они существуют у каждого человека в силу того, что этот человек есть член известной общественной группы, есть известная историческая единица, живущая в определенную историческую эпоху, в определенных исторических условиях. И, следовательно, в развитии ребенка эти специфически человеческие свойства и качества возникают несколько иным путем, как возникают другие свойства и качества, более или менее непосредственно обусловленные ходом предшествующего исторического развития человека. В среде существуют эти развитые, выработанные человечеством идеальные формы, те, которые должны появиться в конце развития. Эти идеальные формы влияют на ребенка с первых шагов, которые он делает в процессе овладения начальной формой. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  10. И, следовательно, в развитии ребенка эти специфически человеческие свойства и качества возникают несколько иным путем, как возникают другие свойства и качества, более или менее непосредственно обусловленные ходом предшествующего исторического развития человека. В среде существуют эти развитые, выработанные человечеством идеальные формы, те, которые должны появиться в конце развития. Эти идеальные формы влияют на ребенка с первых шагов, которые он делает в процессе овладения начальной формой. И в ходе своего развития ребенок присваивает себе, делает своим внутренним достоянием то, что первоначально являлось формой внешнего взаимодействия его со средой. Я хочу закончить только пояснением этого последнего закона о влиянии среды на развитие ребенка, которое нам пояснит, что я имею в виду, когда говорю о среде как источнике развития. В ходе развития ребенка (мы на этом подробно остановимся, когда будем говорить о психологическом развитии ребенка) выступает перед исследователями один основной закон, который я позволю себе сформулировать только в общем виде и пояснить на одном примере. Этот закон заключается в том, что высшие психологические функции ребенка, высшие свойства, специфические для человека, возникают первоначально как формы коллективного поведения ребенка, как формы сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  11. Но речь как средство мышления возникла из чего? Из речи как средства общения. Из внешней деятельности, которая совершалась между ребенком и окружающими людьми, возникла одна из важнейших внутренних функций, без которых мышление самого человека было бы невозможно. Этот пример иллюстрирует это общее положение, относящееся к пониманию среды как источника развития. В среде существует идеальная форма, или конечная форма, взаимодействует с начальной формой ребенка и в результате приводит к тому, что известная форма деятельности становится внутренним достоянием самого ребенка, его собственностью, функцией его личности. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.