В начало  Персоналии Библиография Помощь
Идеальная форма/ПерсоналииБиблиография

Идеальная форма (англ. ideal form)

Психическое развитие есть соотношение реальных и идеальных форм. Именно оно задает специфику человеческого бытия.

В детском развитии идеальная форма "взаимодействует" с реальной. То есть социальная среда (идеальные формы) выступает источником психического развития ребенка, которое рассматривается как развитие наличных (реальных) форм во взаимодействии и в направлении идеальных.

Идеальная форма, по Л.С.Выготскому, существует как культура, работает как стимул-средство или знак, т.е. как элемент культуры, посредством которого реконструируются и объективируются натуральные, как бы вне действующего человека сложившиеся формы поведения.

Идеальные формы существуют в сфере практической деятельности, в каждом человеческом действии и развиваются исторически.

Д.Б.Эльконин интерпретирует идею Выготского о развитии как о взаимодействии реальных и идеальных форм: "Рассмотрение истории детства и его современного состояния подводит нас к возможности создания такой теории психического развития ребенка, согласно которой его высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, то есть существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы (в этом случае идеальное.. и идеальную форму, их общественно-историческую природу нужно понимать в духе работ Э.В.Ильенкова, 1974)" (Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию// Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж, 1995).


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007