В начало  Персоналии Библиография Помощь
Личность/ПерсоналииБиблиография

Личность (англ. Personality)

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант). При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются след, аспекты этой проблемы:

  1. многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

  2. междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

  3. зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

  4. несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания

  5. разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком. (В.П.Зинченко)

Л.С.Выготский, сравнивая свою теорию с теорией личности З.Фрейда, отмечал, что психология, которую создает он - вершинная психология, определяющая не "глубины", а "вершины" личности.

Понятие о личности в работах Л.С.Выготского отождествляется с развитием высших психический функций, которые и составляют основное ядро в структуре личности. Личность есть высшая психологическая система.

Личность понималась Выготским не как законченная форма, но как постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой. При этом единицей анализа личности и среды выступает переживание. В переживании объединены и средовые влияния на ребенка, и его особенности.

Один из векторов развития личности – овладение поведением. Именно воля лежит, с точки зрения Л.С.Выгоского в основе построения личности. Эта идея была развита в работах ученицы Л.С.Выгосткого – Л.И.Божович.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007