В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Обобщение/ | Персоналии | Библиография |
Обобщение (англ. Generalization)Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений.
Выготский показал, что процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений.
Выготский полагал, что развитие обобщений через процесс речевого взаимодействия людей. Он неоднократно писал о единстве общения и обобщения. По его мнению, "самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот". Ряд психологов (см., например, Обухова Л.Ф., 2007) в этих утверждениях усматривался идеализм концепции Выготского, сведение развития к взаимодействию сознаний.
Преодоление идеалистических позиций было осуществлено уже в конце 30-х годов психологами Харьковской школы. Они показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. Исследования Л.И.Божович, А.В.Запорожца (у глухих детей обобщения образуются в результате практической деятельности), В.И.Аснина (то же самое у нормальных детей), А.Н.Леонтьева (исследования световой чувствительности руки и роль поисковой активности в этом процессе), П.Я.Гальперина (изучение различий вспомогательных средств животных и орудий человека) – позволили с разных сторон подойти к представлению о том, что в действительности является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии человека.
Разрабатывая теорию учебной деятельности, В.В.Давыдов выделил два типа обобщений – эмпирическое и теоретическое. За этими типами лежат соответствующие формы мышления. Способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрастном периоде. Теоретическое мышление включает в себя содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий; содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей; содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы; содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи; содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
|