В начало  Персоналии Библиография Помощь
Общение/ПерсоналииБиблиография

Общение (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship)

Общением называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в их обмене информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Общение со взрослыми – один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает детям приобщение к историческому опыту человечества. Морфофизиологические особенности мозга и общение в культурно-исторической теории выступают условиями развития. Полноценное О. является необходимым условием для усвоения ребенком общественного опыта в ходе обучения и воспитания.

М.И.Лисина в своих исследования обосновала, что общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Анализ изучения генезиса общения в отечественной психологии проводился А.В.Запорожцем, М.И. Лисиной, А.Г.Рузской, З.М. Богуславской Е.Е.Кравцовой и др.. Было показано, что в дошкольном возрасте общение интенсивно развивается и приобретает различные новые формы.

Так, исследования М.И.Лисиной показали, что О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма общения со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером, в нём ребёнок выражает своё отношение к партнеру. Дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).

К концу 1-го года жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).

В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного общения "привязанность" ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное общение, основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.

О. в двух формах – эмоционально-непосредственное общение и интимно-личностное общение выступает ведущей деятельностью в младенческом и подростковом возрастах соответственно.

О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.

В современной отечественной психолого-педагогической литературе можно выделить две точки зрения, два подхода к пониманию сути общения.

К первому подходу могут быть отнесены исследования М.И.Лисиной, В.Г.Нечаевой, Т.А.Репиной и др. в которых О. рассматривается как особая деятельность. В основе этих исследований лежит теория деятельности А.Н.Леонтьева. Поэтому в фокусе рассмотрения такие структурные компоненты общения как его предмет, потребности и мотивы, действие и средства. Под предметом понимается другой человек, партнер по О.. Потребности и мотивы общения — это то, ради чего осуществляется коммуникация. Действие О. рассматривается как единица деятельности общения — целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на субъекта. Задача общения — та цель, на достижение которой направлены разнообразные действия, совершаемые в его процессе.

В рамках этого подхода не получает освещения индивидуальная деятельность детей. Например, в исследовании генезиса предметных действий Д.Б. Эльконин отмечает тот факт, что маленький ребенок, многократно влезающий и слезающий с дивана, также общается таким образом с входящей в комнату бабушкой. Если рассматривать эти примеры с позиции вышеописанного подхода, то общение как такового там, казалось бы, просто нет. Другой подход предполагает, что О. рассматривается как основа любой деятельности. К этому подходу можно отнести, в том числе, исследования В.В.Давыдова, В.В.Рубцова, А. Цукерман. В работе Е.Е.Кравцовой, например, было обнаружено, что к концу дошкольного возраста у ребенка появляются новые типы общения, которые условно названы произвольно-контекстным О. со взрослым и кооперативно-соревновательным типом сотрудничества со сверстником. Эти типы общения тесно связаны с основными компонентами учебной деятельности — учебной задачей и учебными действиями. Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволили сделать вывод о том, что умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками является одним из главных условий психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Представители второго подхода практически занимались не общением как таковым, а совместной деятельностью. Вместе с тем, организуя эту деятельность, исследователи впрямую формировали у детей разнообразные виды общения.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007