В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Понятие/ | Персоналии | Библиография |
Понятие (англ. Concept)Понятие – форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания понятия со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым понятием скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее объект познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах – целесообразно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее – прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей.
Понятие, в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения.
Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов.
Житейское понятие (англ. everyday concept)Житейское П.– традиционно понимается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие-представление, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Синонимы - спонтанное (Ж. Пиаже), эмпирическое, детское понятие.
Л. С. Выготский считал, что основное различие между житейским и научным понятиями заключается в пути их развития. Житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к возможности дать словесное определение (что подтверждается данными англ. психолога Барренса о большей трудности определения школьниками понятия "брат" по сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие же научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с логических операций, связанных с ним; понятие как бы "прорастает внутрь". Это различие нельзя преувеличивать, т.к. развитие житейских и научных П. тесно связаны между собой. Более того, в мыслях, например, младших школьников, нельзя отделить понятия, приобретенные в "школе", от понятий, приобретенных "дома", однако "с точки зрения динамики у них совершенно разная история: слабость одного понятия будет обнаружена как раз там, где другое уже относительно созрело". (Выготский).
А. Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и житейское понятие и противопоставляет их взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью "отношением прямой отнесенности". Так, для ребенка слово "рычаг" выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, например, рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее 1 точку опоры и 2 точки приложения сил. Научное понятие соотносится с предметом в сложном движении перехода через систему опосредствующих отношений, т.е. предполагает необходимость наличия развернутого дискурсивного процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется "переливание" одного понятия в другие. Этот подход согласуется с идеей Пиаже и Выготского: самое существенное отличие спонтанных понятий от неспонтанных – в данности первых вне системы.
Научные понятияНаучные понятия не появляются у ребенка спонтанно. Система научных понятий создавалась в течение тысячелетий. То, что человечество создавало в течение многих столетий, ребенок должен усвоить за небольшое количество лет в школе. Эта задача очень непроста. Процесс усвоения системы понятий, системы наук, не может рассматриваться как дело лишь памяти. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение, и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Выготский выделил в качестве основной проблемы возрастной психологии вопрос соотношения обучения и психического развития. Он придавал ему принципиальное значение. Хорошо известны слова ученого: "Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий".
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова направлена на овладение детьми системой научных понятий.
Предпонятие (англ. Preconcept)Предпонятие – не достигший высшей ступени своего развития концепт, находящийся в простом и непосредственном отношении к объекту и не включенный в систему вышестоящего понятия (Л. С. Выготский).
Псевдопонятие (англ. pseudoconcept)Псевдопонятие– вид допонятийного обобщения, образующегося вне специального обучения при усвоении детьми значений слов. По содержанию П. является комплексом, т.е. обобщением, построенным на образных, а не логических основах. Может выступать в качестве функционального заместителя соответствующего понятия.
П., используемые в обыденной жизни, совпадают с житейскими понятиями.
Мышление комплексное (англ. complex thinking)Комплексное мышление – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. По Выготскому, "мышление в комплексах" – стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см. Синкретизм) и истинными понятиями. Он выделил 5 форм комплексов.
|