В начало  Персоналии Библиография Помощь
Сознание/ПерсоналииБиблиография

Сознание - общие положения

  1. Следовательно, вся формула поведения человека, в основу которой ляжет формула поведения животного, дополненная новыми членами, примет такой вид: 1) наследственные реакции + 2) наследственные реакции X на личный опыт (условные рефлексы) + 3) исторический опыт + 4) социальный опыт + 5) удвоенный опыт (сознание). Таким образом, решающим фактором человеческого поведения является не только биологический, но и социальный фактор, который привносит с собой совершенно новые моменты в поведение человека. Опыт человека не есть просто поведение животного, принявшего вертикальное положение, но есть сложная функция от целого социального опыта человечества и его отдельных групп. // Педагогическая психология/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 3-400

  2. Однако только то сознание оказывается решающим для нравственности, которое непосредственно связано с поведением и напрямую реализуется в движении. Иначе правильное сознание может вести к неправильным поступкам. Поэтому следует признать совершенно бесплодными попытки морального обучения, моральной проповеди. // Педагогическая психология/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 3-400

  3. Личность человека формируется, как показывает психологическое исследование, в основном под воздействием тех общественных отношений, в систему которых она включается с раннего детства. Мое отношение к моей среде, — формулирует Маркс, — есть мое сознание. Коренное изменение всей системы тех отношений, в которые включается человек, неизбежно приводит и к изменению сознания, к изменению всего поведения человека. Центральную роль в переделке человека должно сыграть воспитание, — этот путь сознательного общественного формирования новых поколений, основная форма смены исторического типа человека. // Педология о формировании нового социалистического человека// Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. – СПб.: Алетейя, 2004; сс. 262-278

  4. хотя сознание всегда отражает действительность, но отражает действительность не одним-единственным способом, а по-разному. // История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

  5. Развитие общения и обобщения идет рука об руку. Это первая группа фактов, которые позволяют думать, что обобщенный способ отражения действительности в сознании, который вносится словом в деятельность мозга, есть другая сторона того факта, что сознание человека есть сознание социальное, сознание, формирующееся в общении. // История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

  6. И, по нашему мнению, акт мысли, акт сознания не есть рефлекс, т. е. он не может быть и раздражителем, а есть передаточный механизм между системами рефлексов. // Методика рефлексологического и психологического исследования/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 43-62

  7. Мы знаем для сознания ряд формальных законов: непрерывность сознания, относительная ясность сознания, единство сознания, тождество сознания, поток сознания. // Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

  8. "В развитии меняется структура обобщения" (развивается, расслаивается, процесс осуществляется иначе). [Процесс осуществления мысли в значении — сложное явление, уходящее внутрь "от мотивов к говорению" (?).1 "В значении всегда дана обобщенная действительность" (Л. С). VI. Вширь и вдаль [Основные вопросы]: 1) значение слова прорастает в сознание; какое значение это имеет для самого сознания? 2) отчего изменяется и как изменяется значение? [Первые ответы]: 1) слово, прорастая в сознание, изменяет все отношения и процессы; 2) само значение слова развивается в зависимости от изменения сознания. Роль значения в жизни сознания "Сказать = дать теорию". // Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

  9. "Процессы сознания человека благодаря тому, что они названы, т. е. обобщены, имеют свое значение". (Это не в том смысле, как по отношению слова.— Л. С.) Значение присуще знаку. Смысл — то, что входит в значение (результат значения), но не закреплено за знаком. Смыслоообразование — результат, продукт значения. Смысл шире значения. Сознание — 1) знание в связи; 2) сознание (социальное). // Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

  10. Сознание — 1) знание в связи; 2) сознание (социальное). [Первые вопросы детей никогда не суть вопросы о названии; это суть вопросы о смысле предмета.) (Осмысленное не есть просто структурное (против гештальттеории).) Сознание в целом имеет смысловое строен и е. Мы судим о сознании в зависимости от смыслового строения сознания, ибо смысл, строение сознания — отношение к внешнему миру. Возникают смысловые связи в сознании (стыд, гордость — иерархия... Сон кафра, Маша Болконская молится, когда другой думает...). // Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

  11. Речь, таким образом, неправильно рассматривалась только по отношению к мышлению. Речь производит изменения в сознании. "Речь — коррелят сознания, а не мышления". "Мышление не ворота, через которые речь входит в сознание" (Л. С). Речь есть знак для общениясознаний. Отношение речи и сознания — психофизическая проблема. (И вместе с тем нарушает границы сознания.) Первые общения ребенка, как и ранний праксис, не интеллектуальны. // Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

  12. вопрос — обладают ли животные сознанием или нет — нельзя решить опытным путем, это вопрос гносеологический. // Психика, сознание, бессознательное / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 132-148

  13. Механизм познания себя (самосознание) и познания других один и тот же. // Сознание как проблема психологии поведения / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 78-98

  14. есть большая разница между бессознательным и неосознанным. Неосознание не есть вовсе частью бессознательное, частью сознательное. Оно означает не степень сознательности, а иное направление в деятельности сознания. Я завязываю узелок. Я делаю это сознательно. Я не могу, однако, рассказать, как именно я это сделал. Мое сознательное действие оказывается неосознанным, потому что мое внимание направлено на акт самого завязывания, но не на то, как я это делаю. Сознание всегда представляет какой-то кусок действительности. Предметом моего сознания является завязывание узелка, узелок и то, что с ним происходит, но не те действия, которые я произвожу при завязывании, не то, как я это делаю. Но предметом сознания может стать именно это — тогда это будет осознание. Осознанием является акт сознания, предмет которого — сама же деятельность сознания. // Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

  15. Слово и есть в сознании то, что, по выражению Л. Фейербаха, абсолютно невозможно для одного человека и возможно для двух. Оно есть самое прямое выражение исторической природы человеческого сознания. Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. // Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

Сознание как отношение к среде

  1. влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде. Если по-разному дети будут осознавать, значит, одно и то же событие будет иметь для них совершенно разный смысл. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  2. Одна и та же ситуация, если она разыгрывается, когда ребенку 1 год или когда ребенку 3 года, или когда ребенку 7 лет, или когда ребенку 13 лет, она имеет разное значение. Одно и то же событие, падая на различные возраста ребенка, отражаясь в его сознании совершенно по-разному, имеет для ребенка совершенно различное значение. В связи с этим имеет известный интерес одно достаточно сложное, но очень важное для понимания влияния среды на развитие понятие. Это понятие, связанное с тем, что представляет собой значение нашего слова. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. Удобнее всего, когда хочешь изложить вообще учение о среде, взять не какую-нибудь узкую сторону развития, а более или менее центральное, существенное в развитии, с одной стороны, и взять такую сторону развития, в отношении которой влияние среды проявляется с максимальной полнотой. Возьмем развитие личности ребенка, развитие сознания ребенка, развитие его отношений к окружающей действительности и посмотрим, в чем заключается специфическая роль среды в развитии личности ребенка, его сознания и его отношения к действительности. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  4. Если мы возьмем все специфические для человека качества личности, которые сложились в период исторического развития человека, то мы придем к чрезвычайно простому выводу, именно: что здесь между средой и развитием ребенка существуют такие отношения, которые присущи только детскому развитию и никакому другому развитию вообще. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  5. фактически уже то обстоятельство, что человек есть социальное по своей природе существо, что его развитие заключается в том, между прочим, что он овладевает формами деятельности, сознания, которые выработаны человечеством в процессе исторического развития, это, в сущности говоря, и лежит в основе этого взаимодействия идеальной формы с начальной формой. Среда является источником развития этих специфически человеческих свойств и качеств, в первую очередь в том смысле, что в среде-то и существуют эти исторически развитые свойства и особенности человека // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

Сознание ребенка

  1. Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как "Ur-wir", т. е. "пра-мы". Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т. е. сознания дифференцированного и выделенного "я"), является сознанием "мы", но не тем подвижным, сложным, включающим уже "я" сознанием позднего "мы", которое возникает в более старшем возрасте. Это первоначальное "мы" относится к более позднему "мы", как отдаленный предок к потомку. // Младенческий возраст/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 269-317

  2. Если мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом как его "отношение к среде" (К. Маркс), и примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями индивида, за интегральное выражение высших и наиболее существенных особенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не столько отдельные частичные стороны сознания, отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами его деятельности. Совершенно понятно, что при переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития. // Проблема возраста / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 244-268

  3. Таким образом, следующий вопрос, который встает перед нами при изучении динамики возраста,— вопрос о тех последствиях, которые вытекают из факта возникновения возрастных новообразований. При конкретном анализе мы можем увидеть: эти последствия настолько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. // Проблема возраста / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 244-268

  4. Единство аффективно-рецептивных моментов дает третий момент для характеристики сознания в раннем детстве—для действования в ситуации. Мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием. Следовательно, если охарактеризовать систему сознания с точки зрения главенствующих функций, совместно работающих в раннем возрасте, то надо сказать, что это представляет собой единство аффективного восприятия, аффекта и действия. // Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

  5. То, о чем я сейчас говорил, показывает, что в раннем детстве вместе с возникновением речи возникает впервые то, что мне кажется самым существенным, положительным признаком сознания человека на последующих стадиях развития, именно смысловое и системное строение сознания. Вместе с речью для ребенка прежде всего возникает начало осмысления, осознания окружающей действительности. // Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

  6. Тот аспект сознания, который имеет в виду Маркс, когда он называет язык практическим сознанием, сознанием, существующим для других людей и значит для меня,— само это сознание, которое он называет историческим продуктом, возникает действительно вместе с речью, т. е. тогда, во всяком случае, когда для ребенка начинают осмысляться в речи и самые предметы, и собственная его деятельность, когда возможно уже сознательное общение с другими, а не та прямая социальная связь, которая была в младенческом возрасте. // Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

  7. Я позволю себе в заключение сказать, что, поскольку возникает впервые дифференцированная система отдельных функций с определенной структурой, в центре которой лежит восприятие, поскольку в основе восприятия лежит обобщение, постольку объективно мы имеем дело с возникновением самых основных особенностей человеческого сознания, и это должно рассматриваться как одно из новообразований, впервые возникающих в данном возрасте. // Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

  8. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего возраста, абсолютно отсутствует у животного, и которое представляет специфическую человеческую форму деятельности сознания; как все функции сознания, оно возникает первоначально в действии. // Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Выготский Л.С. Психология развития ребенка - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.; сс. 200-224


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007