В начало  Персоналии Библиография Помощь
Эмоции/ПерсоналииБиблиография

Эмоции - общие положения

  1. Вместо того чтобы противопоставлять один класс эмоций другому, следует допустить, что каждая эмоция может иметь различные формы, как различаются, например, ярость животного и справедливое негодование. Так как одна форма развивается из другой, в зависимости от общего развития человека она может легко сохранить связь с более примитивным типом эмоций или с другими связанными с ней реакциями. Во всяком случае, отношение между эмоцией и ее выражением становится менее фиксированным и неподвижным. // Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 90-318

  2. Периферическая теория эмоций, видящая их источник в деятельности внутренних органов - этих наиболее исторически неподвижных, неизменных, наиболее удаленных от непосредственной органической основы исторического развития сознания частей организма, тем самым вырывает эмоции из общего контекста психического развития человека и ставит их в изолированное положение. Они оказываются как бы островом, отделенным от основного материка сознания и окруженным со всех сторон морем чисто вегетативных и анимальных, чисто органических процессов, в контексте которых они и получают свое истинное значение. // Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 90-318

  3. Всякая эмоция есть функция личности: именно это выпускает из виду периферическая теория. Таким образом, чисто натуралистическая теория эмоций требует в качестве дополнения настоящей и адекватной теории человеческих чувств. Так возникает проблема описательной психологии человека, противопоставляющая себя объяснительной, физиологической психологии эмоций. // Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 90-318

  4. Когда охватываешь учение об эмоциях в полноте его исторического развития, то видишь, что, начиная с разных сторон, это историческое развитие шло в одном и том же направлении. Психологические исследования эмоциональной жизни привели к тому же, к чему привели экспериментальные исследования в области психофизиологии. Главнейший принципиальный вывод из работ того направления, о котором я говорил, - своеобразное смещение центра эмоциональной жизни. Кеннон полагал, что главное, сделанное этими работами, то, что они сместили центр эмоциональной жизни от периферии к центру. // Лекции по психологии / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 362-465

  5. Каждая эмоция, как сказал бы Мюнстерберг, может пониматься столько же в категории причинности, сколько и с интенциональной точки зрения как духовная деятельность. Каждую эмоцию нужно рассматривать с обеих точек зрения, которые, будучи развиты до конца, приведут нас к двум различным способам понимания нашей внутренней жизни, к двум принципиально различным теоретическим дисциплинам, из которых одна описывает душевную жизнь как совокупность содержания сознания и объясняет ее, другая интерпретирует и понимает ту же самую душевную жизнь как совокупность целевых и смысловых отношений. Одна есть каузальная психология, другая телеологическая и интенциональная. Здесь нет никакого разграничения материала между той и другой психологией, так как всякий материал нужно рассматривать с обеих точек зрения. // Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 90-318

  6. Таким образом, эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. Интересно, что эмоциональное поведение имеет чрезвычайно широкое распространение и, в сущности говоря, даже в самых первичных наших реакциях легко обнаружить эмоциональный момент. // Педагогическая психология/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 3-400

  7. Три измерения всякой эмоции означают, в сущности говоря, все тот же активный характер чувства. Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения. Если мы делаем что-либо с радостью, эмоциональные реакции радости не означают ничего другого, кроме того, что мы и впредь будем стремиться делать то же самое. // Педагогическая психология/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 3-400


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007