| | Наследственность и среда
В педологии очень долго господствовало такое представление, что развитие зависит от двух причин: от наследственности и от среды. С этим никто не станет спорить. Так сказать, химическая формула всякого развития будет: наследственность и среда. Верно это? Мне кажется, это бесспорно верно. Относится это ко всему развитию в целом? Да, так же как химическая формула относится к воде в целом. Когда пытались применить анализ, исходящий из разложения развития и каждого отдельного момента в развитии на элементы наследственности и элементы среды, то… в то время как педология изучает и наследственность, и среду, прилагая метод, о котором я говорю, т.е. метод разложения на единицы. //Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.
Педолог же интересуется влиянием наследственности на развитие ребенка, интересуется в первую очередь динамическими признаками, теми признаками, которые возникают в ходе развития ребенка, а не теми признаками, которые заложены независимо от этого развития. //Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.
С полным основанием исследователь призывает обратить внимание на то, что рефлексия, со своей стороны, может влиять перестраивающим образом на субъекта (самооформление). В этом заключается большое значение рефлексии для психологии индивидуальных различий. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). //Педология подростка. Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6ти т. Т4. М.: Педагогика, 1982. 504 сю; сс.5-242.
Перед педологией стоит задача одновременно с усвоением приемов анализа и динамики процессов поднять и описание на высшую ступень. В отношении наследственности и среды следует сказать, что оба эти момента также обычно включались в историю развитие ребенка без указания на причину, т. е. без подчинения задачам и целям данной истории. Между тем задача педологического исследования - представить наследственность как момент детского развития, и поэтому изучение наследственности должно идти совершенно не тем путем, каким оно идет в медицине, генетике и других областях. Обычно педолог интересуется наследственностью исключительно с точки зрения патогенных этиологических моментов. //Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. 368 с.; сс. 166-173.
Умение представить наследственность и среду в единстве может быть достигнуто только с помощью практического применения к изучению конкретного развития ребенка того закона, который Гезелл назвал основным законом всей педологии, именно закона, показывающего, что развитие есть самообусловливаемый процесс, где синтезированы влияния среды и наследственности. //Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. 368 с.; сс. 166-173
|