В начало | Персоналии | Библиография | Помощь |
Наследственность/ | Персоналии | Библиография |
Наследственность (англ. heredity)Наследственность – свойство живых систем воспроизводить свою организацию или, иначе говоря, воссоздавать себе подобных в ряду поколений.
Проблема наследственности в детской психологии – это проблема, касающаяся сущности психического развития.
Наиболее известные западные концепции детского развития до и после Л.С. Выготского описывали этот процесс с позиции естественно-научной парадигмы, составляющей основу натуралистического подхода к развитию психики ребенка.
Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда – привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее – В. Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит извне и что изнутри? Потому что в проявлении функции действует всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда рассматривается ими по такому же принципу, как среда животных, среда обитания, в результате весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни. Столь же напряженным был поиск причин детского развития. Поэтому споры о том, что именно его определяет, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу. По мнению ряда исследователей, изменение удельного веса наследственности и среды открывает метод изучения близнецов.
Таким образом, теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды.
Итак, условия развития, согласно естественно-научной парадигме, - наследственность и среда. Источник развития западные психологи ищут внутри индивида, в его природе. Понимание формы развития как приспособления, адаптации ребенка к окружающей его среде - главная черта натуралистических концепций.
Работы Л.С.Выготского заложили иное видение сущности психического развития. Условия развития в культурно-исторической парадигме - морфологические особенности мозга и общение, а в качестве источника развития высших психических функций выступает среда. То есть, согласно мнению Л.С. Выготского, источник развития находится вне ребенка. В отношении прогрессирования высших психических функций его представляет собой среда. По Л.С. Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. В отличие от этого биологический тип развития протекает в процессе приспособления к природе, путем наследования свойств вида и/или путем накопления индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Исследования Л.С.Выготского были продолжены и его учениками и коллегами во главе с А.Н. Леонтьевым. Ими была открыта роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Это открытие стало выходом из тупика, который представляла собой проблема двух факторов – наследственности и среды. Процесс развития - это самодвижение субъекта обусловленное его деятельностью с предметами, а факты наследственности и среды - это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности.
В современной психологии проблема среды и наследственности обсждается в рамках психогенетики.
|