В начало  Персоналии Библиография Помощь
Развитие/ПерсоналииБиблиография

Закономерности психического развития ребенка

  1. высшие психологические функции ребенка, высшие свойства, специфические для человека, возникают первоначально как формы коллективного поведения ребенка, как формы сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  2. Обычно этот закон формулируют в таком виде, что всякая эволюция в детском развитии есть вместе с тем и инволюция, т.е. обратное развитие. Процессы обратного развития как бы вплетены в ход эволюции ребенка. Например, ребенок, который научается говорить, перестает лепетать и не только перестает лепетать, но, как показывает исследование, говорящий ребенок не может, даже если бы он захотел, если бы мы попросили его об этом, не может воспроизвести свой лепет // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. Первым и основным законом, который характеризует детское развитие в отличие от целого ряда других процессов, является то, что детское развитие имеет очень сложную организацию во времени. Как всякий процесс, детское развитие есть исторический процесс, т.е. оно протекает во времени, имеет начало, имеет известные временные этапы своего развития и имеет конец. Но развитие не организовано таким образом во времени, чтобы, если можно так выразиться, ритм развития совпадал с ритмом времени, не организовано таким образом, чтобы в каждый хронологический промежуток времени ребенок проходил определенный кусок своего развития. Скажем, прошел год - ребенок в развитии продвинулся на столько-то, следующий год - на столько-то и т.д., т.е. ритм развития, последовательность этапов, которые проходит ребенок в развитии, сроки, которые нужны на то, чтобы ребенок прошел каждый этап, не совпадают с ритмом времени, не совпадают с хронологическим исчислением времени... Итак, это первый закон, или первая особенность детского развития, что это есть процесс, протекающий во времени, но протекающий циклически. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  4. Эта вторая особенность носит обычно название диспропорциональности, или неравномерности, детского развития. Ребенок есть очень сложное существо. Развиваются все стороны ребенка, но второй основной закон детского развития гласит, что отдельные стороны ребенка развиваются не равномерно и не пропорционально. Например, никогда не бывает, чтобы все части тела ребенка, скажем голова, ноги и туловище, росли одинаково. Мы имеем, скажем, усиленный рост в этом возрасте ног, а туловище и голова растут относительно меньше. Никогда не бывает так, чтобы все органические системы, все органы, например мускульная система, нервная система, пищеварительная система, росли равномерно. Всегда в каждый период одни системы растут усиленно, другие растут относительно меньше, относительно медленно. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  5. Наконец, последний из законов развития, на которых я хотел остановиться для того, чтобы дать вам более конкретное, более содержательное представление о том, что такое предмет педологии, - этот последний закон обычно формулируют как закон метаморфоза в детском развитии. Вы знаете, что метаморфозом называют качественные превращения одной формы в другую. Закон этот имеет в виду ту особенность детского развития, что оно не сводится исключительно к количественным изменениям, к простому количественному нарастанию, а представляет собой цепь качественных изменений, качественных превращений. Например, когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, от лепета к речи, от форм наглядного мышления к отвлеченному, словесному, во всех этих случаях происходит не просто рост и увеличение прежней, бывшей функции ребенка, а происходит как бы качественное превращение одной формы, в которой проявляла себя эта функция, в совсем другую форму. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  6. Так как функции и отдельные стороны организма растут неравномерно, то на каждой определенной ступени происходит не только больший или меньший рост отдельных сторон, но происходит и перестройка, перегруппировка отношения между отдельными сторонами организма, т.е. сама по себе структура организма и сама по себе структура личности изменяются на каждой новой возрастной ступени. Это первое положение. Второе положение заключается в том, что все же есть некоторые основные законы, которые показывают, что в каждом возрасте определенные стороны органической жизни ребенка и его личности выдвигаются как бы в центр развития, они растут особенно усиленно, особенно быстро. До этого и после этого они растут значительно медленнее, они, как говорят, сдвигаются на периферию развития. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  7. Для взрослого человека характерно, что "А"' зависит от "В", "В" от "'С". Но это не дано с самого начала в нервной системе, а возникает в развитии. Первоначально "А"', как мы видели, действует по первому закону самостоятельно и независимо от "В", потом функция переходит к "'В", вверх, потом к "'С", еще вверх. Значит, в детском возрасте еще не установились те зависимости, те иерархические отношения, то подчинение низших центров высшим, которое является законом для деятельности уже развитого мозга. В силу этого, если в детском возрасте не развивается или поражается центр "В", спрашивается, может развиться центр "С" или нет? Нет, потому что "В" является предпосылкой для развития центра "С". Закон перехода функций вверх говорит, что развитие идет снизу вверх. Вначале низшие центры действуют, потом функция переходит вверх. Но если этого самого низшего центра нет, если он сам по себе не действует, нечему переходить вверх. Значит, те самые отношения, которые характеризуют деятельность развитого мозга человека, устанавливаются в ходе развития, и в силу этого, если поражается еще незрелый мозг, т.е. такой мозг, в котором эти отношения не установились, то последствия такого поражения будут в детском возрасте в известном смысле противоположны тем поражениям, которые мы наблюдаем в зрелом возрасте. Почему? Да потому, что в детском возрасте наблюдается обратная в известном смысле зависимость, чем в зрелом. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  8. Везде и всюду развитие личности ребенка обнаруживается как функция от развития его коллективного поведения, везде наблюдается один и тот же закон перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуального приспособления. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 196-218


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007