В начало  Персоналии Библиография Помощь
Развитие/ПерсоналииБиблиография

Ненормальное развитие ребенка

  1. Начнем с основного положения, которое нам удалось устано­вить при анализе высших психических функций и которое состоит в признании естественной основы культурных форм поведения. Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. Поэтому совершенно естественно, что история культурного развития ненормального ребенка будет пронизана влияниями основного дефекта или недостатка ребенка. Его природные запасы – эти возможные элементарные процессы, из которых должны строиться высшие культурные приемы поведения, – незначительны и бедны, а пото­му и самая возможность возникновения и достаточно полного развития высших форм поведения оказывается для такого ребен­ка часто закрытой именно из-за бедности материала, лежащего в основе других культурных форм поведения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

  2. Второе положение, найденное нами в анализе, вносит суще­ственное дополнение к сказанному сейчас, а именно: в процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей, и это открыва­ет перед нами совершенно новые возможности в развитии ненор­мального ребенка. Если такой ребенок не может достигнуть чего-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становит­ся основой его компенсации. Ребенок начинает на окольных путях добиваться того, чего он не мог достигнуть прямо. Замещение функций – действительно основа всего культурного развития не­нормального ребенка, и лечебная педагогика полна примеров таких обходных путей и такого компенсирующего значения культурного развития. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

  3. Но, самое главное, культурные формы поведения - единственный путь в воспитании ненормального ребенка. Этот путь есть создание обходных путей развития там, где оно оказывается невозможным на прямых путях. Письменная речь для слепых и письмо в воздухе для глухонемых та кие окольные психофизиологические пути культурного развития. Мы привыкли к мысли, что человек читает глазами, а говорит ртом, и только великий культурный эксперимент, который показал, что читать можно пальцами и говорить рукой, вскрывает перед нами всю условность и подвижность культурных форм поведения. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 166-173

  4. В этом отношении мы снова приходим к основному положению нашей методики - к пониманию единства закономерностей, обнаруживаемых в патологическом и нормальном состоянии, и выводу, что развитие есть ключ к пониманию распада, а распад-ключ к пониманию развития. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 257-321

  5. Отсталый — это психический бедный от рождения. И однако точные исследования совсем не подтверждают этого взгляда. В самом деле, действительно ли верно, что отсталый во всех отношениях стоит ниже нормального ребенка его возраста? Справимся с цифрами. Один немецкий автор произвел подробное исследование зрения у детей различной степени отсталости. Результаты оказались удивительными: наилучшее зрение было найдено у идиотов. Этюды по истории поведения/ Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007