В начало  Персоналии Библиография Помощь
Ребёнок/ПерсоналииБиблиография

Одаренный ребенок

  1. Вундеркинд - это ребенок, который в очень раннем возрасте поражает вас какими-нибудь исключительными способностями - музыкальными, художественными, математическими. Но вундеркинд - это обычный ребенок с ускоренным развитием. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  2. Они отличаются от тех детей тем, что они суть настоящие будущие таланты, настоящие будущие гении. И вот, хотя симптомы той и другой формы развития одинаковы, возникает необходимость отличить будущего гениального ребенка от будущего вундеркинда, т.е. от будущего пустоцвета. Как это сделать? Симптомы одинаковы. К вам приводят одного ребенка, он показывает JQ (отношение умственного возраста к паспортному) - 1.9, ему 10 лет, он показывает 19. И другой показывает JQ такое же. Но один - будущий вундеркинд, а другой будущий гениальный ребенок. Как это отличить? Так же, как мы поступаем тогда, когда нам надо отличить две сходных симптоматических картины одну от другой. Мы ищем дифференциальные симптомы. Мы говорим так: по этим признакам оба ребенка похожи. Надо поискать такие признаки, по которым они не похожи друг на друга. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. В частности, в отношении этих детей существует такой общий признак: ребенок с ускоренным развитием, или, в крайних случаях, вундеркинд, поражает вас наличием симптомов, свойственных более старшему возрасту, а ребенок действительно одаренный, талантливый, гениальный поражает вас наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, но только доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. Если можно так сказать, вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богато переживаем. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  4. Позвольте подвести итог: в области понимания детской одаренности и таких отрицательных ее сторон, как детская трудная обучаемость и дефективность, сейчас происходит глубокий пересмотр старых представлений. Старое представление об одаренности как о единой функции отпадает, и на его место ставится новое утверждение относительно функциональной сложности ее отдельных форм. Трудное детство / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 137-149

  5. Идея, лежащая в основе современных тестов на исследование одаренности, вкратце заключается в следующем: если дать испытуемому ряд задач, из которых каждая имеет в виду деятельность, связанную с определенной психологической функцией, если затем расположить эти задачи в порядке возрастающей трудности, то естественно, что человек, более одаренный в отношении данной функции, окажется в состоянии решить большее количество таких задач или проделать их с большим успехом. Это дает возможность выражать степень одаренности в некоторых относительных цифрах... Присматриваясь ближе к различным системам тестов на одаренность, мы убеждаемся, что в них испытываются часто совершенно различные, взятые из совершенно разных областей функции. Можно сказать, что почти все современные тесты на одаренность исследуют или состояние врожденных психофизиологических функций, или же совершенно другое — развитие навыков и степень осведомленности человека. Этюды по истории поведения/ Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

  6. Культурная одаренность заключается прежде всего в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных. Умение владеть своим натуральным богатством, выработка и применение наилучших приемов их использования — вот в чем сущность культурной одаренности. Этюды по истории поведения/ Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

  7. И однако во всех них есть один общий момент, и он сводится именно к максимальному умению использовать свои природные данные, к выработке все новых и новых, внешних и внутренних, простых и сложных по структуре приемов, переводящих натуральный процесс в опосредствованный, искусственный, культурный. В богатстве и активности этих приемов и заложено то общее, что дает понятие "культурной одаренности". Этюды по истории поведения/ Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007