В начало  Персоналии Библиография Помощь
Социализация/ПерсоналииБиблиография

Социализация (англ. socialisation (BrE)/socialization (AmE))

С точки зрения Л.С. Выготского, все западные теории его времени описывали ход детского развития как переход от индивидуального, гуманоидного, человекоподобного существования к жизни в качестве полноценного члена общества. Поэтому неудивительно, что основной проблемой зарубежной психологии до сих пор остается вопрос социализации, перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Л.С. Выготский категорически выступал против такой интерпретации развития. Он считал, что процесс развития проходит путь от социального к индивидуальному. Развитие психики - это процесс ее индивидуализации, а не социализации (приспособления). Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, речь - сначала средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

В зарубежной психологии понятие "социализация", введенное в науку французской социологической школой: "социализация" как "очеловечивание" под влиянием воспитания, как "воздействие поколения взрослых на поколение молодых" (Э. Дюркгейм). Человек появляется на свет в качестве природного, асоциального существа. Воспитание, социализация создает в нем новое существо. Оно накладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитание выступает как давление, принуждение.Понятие "социализация" активно разрабатывалось и в 40-50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие "социализация" получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в "гуманистической психологии" - как самоактуализация Я. Явление социализации многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

Социализация - одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже. Социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007