В начало  Персоналии Библиография Помощь
Внимание/ПерсоналииБиблиография

Внимание и системное строение сознания

  1. И в умственной жизни ребенка никогда не происходит так, чтобы за определенный период развития, скажем его восприятие, его память, его внимание, его мышление, развивались совершенно равномерно и одинаково. Всегда одна какая-нибудь сторона его умственной жизни развивается быстрее, а другие развиваются медленнее. Значит, развитие никогда не совершается пропорционально и равномерно в отношении всего детского организма и всей детской личности. // Педагогическая психология/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 3-400

  2. Исследования показали, что все высшие психические функции – логическая память, произвольное внимание, мышление – имеют общую психическую основу, так что мы в такой же мере вправе говорить о произвольной памяти, в какой мы говорим о произвольном внимании: мы могли бы с полным правом назвать последнее логическим вниманием, как называем его произвольным. Исследования показали, что существует высокая корреляция между произвольной памятью и произвольным вниманием. Иначе говоря, высшие психические функции коррелируют между собой больше, чем они коррелируют с соответствующими низшими психическими функциями. // История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

  3. Я хотел бы напомнить, что, как бы примитивно и просто мы ни толковали высшие психологические функции, мы все-таки прибегали к некоторому более сложному, более цельному понятию личности, из отношения к которой и пытались объяснить такие относительно простые функции, как произвольное внимание или логическая память. // О психологических системах / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 109-131