В начало  Персоналии Библиография Помощь
Педология/ПерсоналииБиблиография

Предмет и задачи педологии как науки

  1. В буквальном переводе на русский язык педология означает "наука о ребенке". Но, как это часто бывает, буквальный перевод какого-нибудь названия науки еще не выражает достаточно точно, что изучает наука в этом предмете. Можно изучать детские заболевания, патологию детского возраста, и это будет тоже, в известном смысле, наука о ребенке. Можно изучать воспитание ребенка в педагогике, и это тоже будет, до известной степени, наука о ребенке. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  2. Поэтому нужно с самого начала установить, что именно в ребенке является предметом педологического изучения. Поэтому более точно следовало бы сказать, что педология есть наука о развитии ребенка. Развитие ребенка и есть прямой и непосредственный предмет нашей науки. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. Отсюда первейшей задачей педологии является изучение детей нацменьшинств не изолированно, не оторвано от этих специфических культурно-бытовых форм, а прежде всего на фоне этих особенностей, в связи с ними, в живом взаимодействии с ними. Проще говоря, перед педологией стоит задача понять ребенка как неотделимую часть и естественный продукт той своеобразной среды, в которой он растет и развивается. Оба эти момента мы могли бы объединить вместе и сказать, что перед педологией в этой области стоит задача — перейти от негативной к позитивной педологической характеристике ребенка нацменьшинств. // К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств// Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. – СПб.: Алетейя, 2004; сс. 220-237

  4. Сейчас у нас возникает ясное представление о том, что еще очень давно, задолго до существования научной педологии, Руссо выражал в известной фразе, которая до сих пор повторяется и до сих пор по существу является той фразой, с которой должно начинаться всякое изучение педологии. Руссо говорил, что ребенок - это не просто маленький взрослый, ребенок есть существо, которое отличается от взрослого не только тем, что он меньше ростом, меньше мыслит, ниже развит, скажем, в других отношениях, а ребенок есть существо, которое отличается от взрослого качественно по самому строению своего организма и личности. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  5. педология занимается изучением развития ребенка, что развитие ребенка есть сложный процесс, который обнаруживает ряд очень основных закономерностей. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  6. педология не изучает законы наследственности как таковые, а изучает роль наследственности в развитии // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  7. педологию будут интересовать не столько дифференциальные индивидуальные отличия, сколько общечеловеческие признаки наследственности. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  8. Генетика изучает законы наследственности как таковой, поэтому ей нужны чистые признаки, в чистом виде, ей нужны признаки, максимально устойчивые, неизменяющиеся. Педология изучает роль наследственности в развитии, поэтому ей нужны смешанные признаки, не устойчивые, а сами подвергающиеся изменению в процессе развития ребенка. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  9. Так точно, как, когда мы говорили о проблеме наследственности, мы видели, что педология изучает наследственность со своей особой точки зрения, интересуясь не законами наследственности как таковыми, а ролью, которую играет наследственность в развитии ребенка, так точно дело обстоит и со средой. Педология не изучает среду как таковую, это предмет других наук… Педолог изучает, так точно, как в проблеме наследственности, не среду и законы ее построения, а роль и значение среды, участие среды, влияние среды на развитие ребенка. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  10. Это можно сказать в виде общего правила, часто теперь повторяющегося в педологии, что нужно перейти от абсолютных показателей среды к относительным показателям, т.е. к этим же самым показателям, но взятым по отношению к ребенку. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  11. если педология в отличие от других наук изучает не среду как таковую, безотносительно к ребенку, а изучает роль и влияние среды на ход развития, то она должна всегда уметь находить ту призму, которая преломляет влияние среды на ребенка, т.е. должна уметь находить это отношение, существующее между ребенком и средой, переживание ребенка, т.е. то, каким образом ребенок осознает, осмысливает… Поэтому мы вправе рассматривать переживание как единство средовых и личностных моментов. И именно поэтому переживание является понятием, которое позволяет нам в анализе законов развития характера изучать роль и влияние среды на психологическое развитие ребенка. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  12. Педология изучает, как я уже говорил, не только среду саму по себе, в ее абсолютных показателях, сколько роль и влияние среды на детское развитие, ибо в этом изучении роли среды в развитии первостепенное значение приобретает отношение данной средовой ситуации к ребенку, что это отношение может быть выявлено с помощью различных конкретных примеров. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  13. И эта жажда философского оформления одновременно показатель того уровня зрелости, которого достигла педология, и того кризиса, который она сейчас переживает в этом отношении. Мы не видим других целей для педологии трудного детства, кроме тех, которые указывают ей ее связь с общей педологией и общей педагогикой. Общие цели и задачи воспитания и обучения, намечаемые нашей педагогикой, являются в то же время целями и задачами специального воспитания трудного ребенка. Общие законы развития детского организма и его воспитания есть вместе с тем и законы развития и воспитания трудного ребенка. // Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 188-195


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007