В начало  Персоналии Библиография Помощь
Педология/ПерсоналииБиблиография

Педологический возраст

  1. Возникает необходимость определить не паспортный возраст ребенка, а его педологический возраст, т.е. уровень развития, которого он реально достиг. Например, можем мы по паспорту сказать, что все эти дети двухлетки? Да, их паспортный возраст 2 года. Но их педологический возраст - речевой возраст у одного 2 года 4 месяца, у другого - 2 года, у третьего - 1 год 10 месяцев. Что значит речевой возраст? Это значит тот реальный уровень развития, которого достигли эти дети. Мы можем про третьего ребенка сказать, что он, будучи по паспорту двухлетним ребенком, по уровню развития речи является ребенком только 1 года 10 месяцев. Его педологический речевой возраст отстал от паспортного возраста на 2 месяца. О втором я могу сказать, что его паспортный и педологический возраст совпадают. О первом могу сказать, что его педологический возраст больше его паспортного на 4 месяца. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  2. Умение определить педологический возраст ребенка, т.е. уровень развития, на котором находится ребенок, и есть один из основных приемов, которыми оперирует педология. Она оперирует педологическим возрастом ребенка и степенью расхождения этого возраста с паспортным возрастом ребенка, степенью расхождения вперед и назад. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. именно педология пользуется при определении расхождения паспортного возраста и педологического возраста так называемыми стандартами, или стандартными величинами. Стандартная величина - это есть постоянная величина, принимаемая как измеритель для того, чтобы по отклонению от этой величины судить о степени расхождения ожидаемого хода развития и реального хода развития, как он происходил. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  4. Следовательно, педология опирается на такие стандарты, на такие постоянные величины, характеризующие развитие и позволяющие сравнивать паспортный возраст ребенка с реальным его возрастом и устанавливать расхождение в ту и другую сторону. Значит, мы на двух примерах видели, что развитие не протекает во времени так, чтобы ритм развития и темп развития совпадали с астрономическим, хронологическим ритмом течения времени. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007