В начало  Персоналии Библиография Помощь
Педология/ПерсоналииБиблиография

Методы педологии

  1. педология изучает и наследственность, и среду, прилагая метод, о котором я говорю, т.е. метод разложения на единицы. Гигиена, например, и генетика изучают наследственность и среду, применяя метод анализа разложения на элементы. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  2. Вторая особенность педологического метода исследования заключается в том, что это есть метод, в широком смысле этого слова, клинический. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  3. Наука изучает признаки для того, чтобы научиться распознавать то, что стоит за этими признаками, в случаях, скажем, клиники изучать патологический процесс, в случае педологии - изучать процессы развития. Это значит, в применении к методу педологии, что все решительно признаки, которые мы получаем в нашем исследовании и наблюдении детского развития, мы принимаем только за симптомы развития, а толкуя эти симптомы, сопоставляя эти симптомы, мы должны приходить к тем процессам развития, которые вызывают эти симптомы. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  4. Таким образом, когда я говорю, что педология пользуется клиническим методом при изучении детского развития, то я этим хочу сказать: она подходит ко всем внешним проявлениям, наблюдаемым в детском развитии, только как к признакам, за которыми она ищет, как протекал, как совершался сам процесс развития, который привел к возникновению этих симптомов. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  5. педология изучает всегда не симптомы сами по себе, а, пользуясь изучением симптомов, старается прийти к изучению процессов развития, стоящих за этими симптомами. Поэтому она классифицирует процесс развития в отдельных его стадиях, с отдельными его сторонами. И в этом смысле метод педологии может быть и должен быть назван клиническим методом, т.е. методом, который идет от специфических проявлений процессов развития к изучению самих этих процессов развития, их сущности, их природы. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  6. Третьей особенностью, которая характеризует педологический метод, является та, которую можно было бы назвать сравнительно-генетическим характером педологического метода. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  7. педология пользуется в своем изучении сравнительно-генетическим методом, она производит как бы сравнительные срезы развития на разных возрастных этапах и, сопоставляя их друг с другом, пользуется сравнением как средством для того, чтобы представить себе, какой путь развития прошел ребенок. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  8. Второй особенностью педологического метода является то, что он носит клинический характер в смысле изучения процессов развития, стоящих за симптомами отдельных возрастов. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  9. И третья его особенность заключается в том, что это есть метод сравнительно-генетический, изучающий особенности развития ребенка на отдельных возрастных этапах, сравнивающий эти отдельные возрастные этапы между собой на возможно более тесных промежутках времени и тем самым подводящий нас к выяснению пути, которым переходит ребенок в развитии от одного этапа к другому. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  10. В современном педологическом исследовании, как правильно указывает А. Гезелл, метод генетических срезов становится центральным способом исследования поведения в его развитии. // Педология подростка. Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 5-242

  11. перед современной педологией встает задача вместо статической, абстрактно построенной типологии создать динамическую типологию трудновоспитуемого ребенка, типологию, основанную на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симптомокомплексах. // Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 257-321

Педологический анализ

  1. В отличие от этого, задача позитивного изучения ребенка нацменьшинств заключается в том, чтобы вскрыть все положительное своеобразие психики и поведения подобного ребенка и показать, как общие законы детского развития принимают специфическое, конкретное выражение в данной культурно-бытовой, среде, как они преломляются сквозь данную конкретную историческую национальную форму существования всей народности. Этот последний момент особенно важен потому, что он непосредственно перебрасывает мост от педологического исследования к педагогическому. С совершенной справедливостью в основных тезисах к педологическому плану проф. А. Б. Залкинда требование выработки особых методов педологического изучения и требование особых методов педагогического подхода к ребенку нацменьшинств поставлены рядом, причем оба эти требования мотивированы культурно-бытовыми особенностями среды, в которой растет и развивается этот ребенок. // К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств// Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. – СПб.: Алетейя, 2004; сс. 220-237

  2. Невозможно в настоящее время заставить каждую область, каждую национальность самостоятельно для себя решать все сложные вопросы педологического исследования. Необходимо вынести за скобки общие проблемы культурного развития, общие проблемы изучения национальной среды, разработку методики и т. д. Необходимо далее обеспечить теснейшую связь этой главы педологического исследования со всем остальным планом работы в этой области. То и другое может осуществить только центральное исследовательское учреждение. // К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств// Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. – СПб.: Алетейя, 2004; сс. 220-237

  3. Первый и главенствующий момент, определяющий интересующий нас разрез плана, заключается в том, что в центр исследования выдвигается изучение среды. Основным и центральным фактором, определяющим специфические особенности в развитии всех сторон ребенка, является та или иная структура среды. Поэтому педологическое изучение национальной среды, ее структуры, ее динамики, ее содержания является первостепенной задачей, без разрешения которой мы не можем даже приблизиться к разрешению всех остальных задач нашего плана. Не биологическая разница в человеческом типе, не расовые особенности выдвигаются на первый план, но именно формирующее влияние социальной среды. // К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств// Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. – СПб.: Алетейя, 2004; сс. 220-237

  4. педологическая диагностика стремится распознать эти закономерности развития ребенка в каждом отдельном случае, как они расстроены, как они нарушены, как они искажены. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  5. Первое отличительное свойство педологического метода, мне кажется, заключается в том, что это есть, как обычно говорят, целостный метод изучения развития, он охватывает не одну какую-нибудь сторону в организме, в личности ребенка, а он охватывает все стороны, личность и организм в целом. Поэтому издавна все утверждали, что педологический метод есть метод целостный. Но что такое целостный метод в педологии, это очень часто представлялось неясным. И мне кажется, что если мы выясним себе отчетливо, что значит целостный метод в педологии, то мы поймем все основные приемы и научного, и практического исследования в каждом отдельном случае. Прежде всего надо сказать, что целостный метод - не значит всесторонний метод. Изучить, скажем, отдельно одно, потом изучить другое, потом третье со всех сторон, изучить все данные особенности это еще не будет целостный метод, а это будет только всесторонний метод. И обычно такие всесторонние изучения охватывают не одну область науки, а целый ряд областей науки. И требуются такие всесторонние исследования обычно не для теоретической цели, а для чисто практических, технических целей. Тогда требуется сочетать данные различных наук. Но, разумеется, педология не могла бы быть особой наукой, если бы ее метод заключался только в том, чтобы собирать и систематизировать данные отдельных наук. Второе, что надо сказать, что целостный метод не есть метод, который бы исключал анализ. Нет ни одной науки, которая могла бы идти таким путем, чтобы не прибегать к анализу, к разложению сложного целого на отдельные составляющие и образующие его моменты. Поэтому, когда говорят о целостном методе, опять-таки не надо иметь в виду метод, который почему-то является суммарным, обобщенным, исключающим возможность аналитического рассмотрения. Что касается положительного определения, то, мне кажется, легче всего выяснить, что такое целостный метод в педологическом исследовании, если, с одной стороны, взять и противопоставить друг другу два основных способа анализа, которые вообще применяются в науке и в частности для изучения детского развития. Первый из этих способов анализа мы можем назвать разложением на элементы. Тогда сложное целое в процессе анализа разлагается на образующие его элементы, на свои, так сказать, элементарные составные части, которые не утратили свойств, присущих целому, которые содержат в себе все основные свойства, присущие целому, но содержат их в высшей степени в упрощенном виде… Это первое и основное отличие одного анализа от другого. … Второе свойство этого анализа заключается в том, что анализ, пользующийся методом разложения на единицы, представляет собой не обобщение, как химический анализ, он не относится ко всей природе данного явления в целом, а он может быть анализом, разложением для объяснения различных свойств отдельных сторон какого-то сложного целого. // Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

  6. анализ педагогического процесса составляет центральную часть педологической работы в школе и ни одна сторона педологической работы не разработана так мало и неэффективно. // О педологическом анализе педагогического процесса/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 467-489

  7. задачей педологического исследования становится определение того, что на сегодняшний день уже не только принесло плоды, но и засеяно, еще цветет, завтра принесет какие-то плоды, т. е. подход к определению уровня развития динамичен. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  8. Поэтому первой задачей педологического анализа педагогического процесса, нам кажется, является освещение процессов умственного развития, которые пробуждаются и вызываются к жизни школьным обучением. Следовательно, не констатирование шаг за шагом того, как сами по себе развились внимание и память ребенка, дабы ребенок стал способным к усвоению школьных предметов, а как бы освещение внутренних процессов развития лучами Рентгена.

  9. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  10. предметом педологического исследования является, конечно, не методический анализ, а анализ развития. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  11. задачей педологического анализа педагогического процесса является не освещение шаг за шагом акта обучения, а анализ тех процессов внутреннего развития, которые пробуждаются и вызываются к жизни школьным обучением и от которых зависит эффективность или неэффективность процессов школьного обучения. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  12. задача педологического анализа педагогического процесса и состоит в том, чтобы показать для каждого предмета и для каждого отрезка обучения, что делается в голове ребенка в процессе обучения. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  13. Проследить судьбу внутренних линий развития, возникающих в связи со школьным обучением, – прямая задача педологического анализа педагогического процесса. Самым существенным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития. Таким образом, меняется и взгляд на отношение между обучением и развитием. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  14. Показать, как овладение четырьмя арифметическими действиями дает начало ряду очень сложных внутренних процессов в развитии мышления ребенка, – основная задача педологии при анализе педагогического процесса. Наша гипотеза устанавливает единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Она предполагает переход одного в другое. Показать, как внешнее значение и внешнее умение ребенка становятся внутренними, – вот предмет педологического исследования. Педологический анализ не есть психотехника школьного дела. Школьная работа ребенка не ремесло, аналогичное профессиональной деятельности взрослых. Открыть реально совершающиеся процессы развития, стоящие за обучением, – значит открыть двери научному педологическому анализу. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  15. Наша гипотеза устанавливает единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Она предполагает переход одного в другое. Показать, как внешнее значение и внешнее умение ребенка становятся внутренними, – вот предмет педологического исследования. Педологический анализ не есть психотехника школьного дела. Школьная работа ребенка не ремесло, аналогичное профессиональной деятельности взрослых. Открыть реально совершающиеся процессы развития, стоящие за обучением, – значит открыть двери научному педологическому анализу. // Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 400-420

  16. Что происходит при переходе спонтанного понятия в научное? Разумеется, ответа на этот вопрос, кроме гадательного, мы пока не можем дать. Но мне представляется, что один из центральных вопросов педологии школьного обучения как раз и заключается в изучении этих переходов, потому что всякое научное понятие должно опираться на ряд проросших до школы спонтанных понятий и должно эти спонтанные понятия переработать как-то в научные понятия. // Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте/ Выготский Л.С.Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.; сс. 443-467

  17. Основным положением, от которого мы отправляемся здесь, является правильное понимание задачи педологического исследования. Эту задачу мы видим во вскрытии внутренних закономерностей, внутренней логики, внутренних связей и зависимостей, определяющих процесс детского развития в его строении и течении. // Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 257-321

  18. Предлагаемая нами схема педологического исследования в применении к трудновоспитуемому и ненормальному ребенку складывается из нескольких основных моментов, которые мы назовем в порядке их последовательности. На первое место должны быть поставлены тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения. // Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 257-321

  19. в законченном педологическом исследовании, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития. // Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 257-321

  20. Обязательным моментом педологического исследования должно сделаться то, что Кречмер называет характерологическим исследованием семьи. // Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. - 368 с.; сс. 257-321


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007