В начало  Персоналии Библиография Помощь
Зона ближайшего развития/ПерсоналииБиблиография

Зона Ближайшего Развития (англ. zone of proximal development)

Зона ближайшего развитияэто расстояние между уровнем актуального развития ребёнка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами. Понятие введено в начале 1930-х гг. Л.С.Выготским. Понятие "зона ближайшего развития" (ЗБР) - это следствие закона развития высших психических функций, оно опирается на другие важные положения о развитии (на гипотезу о системном и смысловом строении сознания, закон гетерохронности, опосредованный характер развития высших психических функций). Понятие ЗБР имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. ЗБР напрямую связана с процессами обучения и умственного развития. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. ЗБР позволяет охарактеризовать возможности и перспективы психического развития. Ее определение имеет большое значение для диагностики психического развития ребенка, и она является ведущим методологическим приемом в диагностике умственного развития ребенка и в изучении индивидуальных различий.

ЗБР определяет функции, не созревшие, но находящиеся в процессе созревания. Если уровень актуального развития характеризует результаты развития, то ЗБР характеризует то, что будет развиваться. Появление нового в развитии всегда основывается на его пройденные циклы – ЗБР опирается на его актуальный уровень. ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого или сверстника (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых или более умелых сверстников, становится затем его собственным достоянием.

Исследования ЗБР в отечественной психологии можно условно разделить на два направления. Первое – использование понятия ЗБР как диагностического принципа для построения методов, позволяющих характеризовать динамику психического развития ребенка. Второе – рассмотрение понятия ЗБР в контексте периодизации его психического развития.

I. Было показано, что оценка уровня психического развития должна производиться с учетом ЗБР (А.Я. Иванова, 1976). Экспериментально выявлено, что чем выше обучаемость ребенка, тем шире его ЗБР. При поэтапном формировании умственных действий и понятий был выявлен еще один показатель ЗБР – переход ребенка от развернутого к сокращенному выполнению действия (П.Я. Гальперин, А. Буастаманте, 1978). У детей одного школьного класса при решении одних и тех же задач проявляются индивидуальные характеристики ЗБР, что отражается в динамике смены форм осуществления действия при его формировании (Г.А. Варданян, 1981). ЗБР имеет многоуровневую структуру и зависит от способности ребенка использовать помощь взрослого и переносить предложенные приемы на новый класс задач (А.А. Зак, 1981). В ЗБР динамически взаимодействуют когнитивный и эмоциональный компоненты действия. Как показано в исследовании Н.Л. Белопольской, доступный для ребенка уровень выполнения тестового задания (понимание смысла прочитанного рассказа) будет показателем актуального уровня психического развития, а способ подачи материала и средства, необходимые для достижения результата, могут рассматриваться как некоторые резервы психического развития. Персонификация и драматизация текста позволяют ребенку пережить и осмыслить собственный опыт, что ведет к повышению уровня его актуального развития. Таким образом, ЗБР ребенка связана с особой позицией его самого как автора и активного участника описанного в тексте события (Н.Л. Белопольская, 1997). Е.Е. Кравцова показала, что возможно не только констатировать, но расширять и углублять ЗБР (Е.Е. Кравцова и сотр., 1999, 2000) посредством изменения позиций взрослого в общении с ребенком.

При диагностике и прогнозировании уровня развития необходимо учитывать степень отдаления ЗБР от уровня актуального развития. Чем "уже" ЗБР (или чем больше помощи разного характера требуется ребенку для выполнения заданий), тем менее благоприятен прогноз для развития исследуемой способности. Чем меньше помощи требуется ребенку, и чем быстрее он начинает сам использовать предложенные взрослым способы решения заданий, тем благоприятнее прогноз, тем скорее способность окажется в зоне актуального развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР. Была создана пространственная модель ЗБР – на примере ЗБР предметного продуктивного действия (см. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель// Вопросы психологии. 2005. № 6.)

[[Image:]]1 – компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действия + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

2 – центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно;

3 – периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при бОльшой помощи взрослого;

4 – зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в .

II. Рассматривая понятие ЗБР в контексте периодизации психического развития, Д.Б. Эльконин (1960) выделил две принципиально различные тенденции в развитии ребенка: тенденцию к общности с взрослым и тенденцию к самостоятельности, эмансипации от влияния взрослого, которые реализуются в системе "ребенок-взрослый" и системе "ребенок-ребенок". М.Р. Гинзбург (1981) подчеркивал, что изменения в ЗБР – логическое следствие перехода от совместной деятельности ребенка с взрослым к деятельности, осуществляемой индивидуально. В актуальном развитии ребенка мотивационный компонент уже снят, а операциональный компонент уже усвоен. В процессе развития новой способности "работают" оба компонента, определяя тем самым ЗБР. Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова (1990) показали, что одним из условий перехода способности из "существующей" в "реально используемую", необходимы ситуации, в которых сам ребенок в коллективной деятельности с другими детьми выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Взрослый как носитель смыслов и способов взаимодействия с культурой в ряде случаев не дает возможности ребенку проявить свою самостоятельность, способность рефлексировать. Рассматривая особенности интеллектуального развития младших школьников, Г.А. Цукерман (1995) отметила, что взрослый в определенных ситуациях закрывает возможность рефлексии на новое действие, норму, эталон. Рефлексия как бы "застревает" на полюсе взрослого. Только в ситуации равных партнеров возможно развитие самооценки, самоконтроля, рефлексии через сравнение себя с другим (равным).

ЗБР составляет основу проектирования содержания и форм учебного взаимодействия в современных, наиболее прогрессивных образовательных системах (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, 1995; Л.В. Занков, 1996; В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов, 1996 и др.).

В современной зарубежной психологии для операционализации и возможности применять понятие ЗБР в практике школьного обучения используется понятие скаффолдинг (scaffolding). Скаффолдинг означает помощь, поддержку более опытного (эксперта - взрослого, сверстника) ученику. Правильно организованный "скаффолдинг" не только предоставляет ребенку внешнюю поддержку в выполнении той или иной деятельности, но и способствует последующему переходу внешней поддержки во внутреннюю. Скаффолдинг не сводится только к непосредственному взаимодействию между взрослым (экспертом) и ребенком (учеником), а предполагает другие формы, в которых присутствие взрослого (эксперта) не обязательно – например, игра в разновозрастной группе детей.

В современной психологии вводится понятие, расширяющее понятие ЗБР – зоны развития. Зоны развития (англ. zones of development)семейство понятий, разрабатываемых различными авторами на основе исходного понятия "зона ближайшего развития" Л. С. Выготского. Отражают различные возможности и ограничения развития в условиях разных социальных взаимодействий: зоны вариативного развития – образуются при взаимодействиях ребенка с детьми из разных возрастных групп и субкультур (А.Г.Асмолов, В.В.Абраменкова); зоны негативного (подавляющего и задерживающего) развития, где человек из-за социального противодействия не учится тому, чему мог бы научиться, и не развивал в себе то, что мог бы развить (А.Г.Асмолов, А.Н.Поддьяков, Е.Diaz); зоны негативного развития в условиях неправильно оказываемой (например, чрезмерной) помощи; зоны ближайшего развития при социальном противодействии – то, чему субъект может научиться и развить в себе в противостоянии с другим (А.Н.Поддьяков).


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007