В начало  Персоналии Библиография Помощь
Зона ближайшего развитияПерсоналииБиблиография

Зона Ближайшего Развития (англ. zone of proximal development)

Зона ближайшего развитияэто расстояние между уровнем актуального развития ребёнка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами. Понятие введено в начале 1930-х гг. Л.С.Выготским. Понятие "зона ближайшего развития" (ЗБР) - это следствие закона развития высших психических функций, оно опирается на другие важные положения о развитии (на гипотезу о системном и смысловом строении сознания, закон гетерохронности, опосредованный характер развития высших психических функций). Понятие ЗБР имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. ЗБР напрямую связана с процессами обучения и умственного развития. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. ЗБР позволяет охарактеризовать возможности и перспективы психического развития. Ее определение имеет большое значение для диагностики психического развития ребенка, и она является ведущим методологическим приемом в диагностике умственного развития ребенка и в изучении индивидуальных различий. Далееобучение
развитие
подражание
диагностика
высшие психические функции
житейские понятия
научные понятия

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007