В начало  Персоналии Библиография Помощь
Память/ПерсоналииБиблиография

Память (англ. memory)

Память запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Л.С.Выготский рассматривал развитие памяти как высшей психической функции – переход от непосредственной к опосредованной памяти.

В работах П.Жане (1928), Л.С.Выготского и А.Р.Лурия (1930), А.Н.Леонтьева (1931), Ф.Бартлетта (1932) процессы памяти понимаются как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие. Идея о социальной природе памяти получила дальнейшее развитие в отечественной психологии. Следующим шагом в анализе психологических механизмов памяти стали сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П.И.Зинченко (1939, 1961 и др.) и А.А.Смирнова (1948 и др.).

Л.С.Выготский на примере памяти показал переход от биологической к исторической эволюции, а так же переход от внешних способов опосредствования психических процессов к внутренним.

Рис. 1 и 2. Квипу.

[[Image:]]Квипу – древние памятники внешних мнемотехнических средств (квипу – узлы на перуанском языке). Как и многие другие внешние вспомогательные средства для организации памяти, распространенные у примитивных народов предполагают точное знание того, что запоминается завязывающим при помощи этих узлов. Не может выступать универсальным вспомогательным средством.

[[Image:]]

На примере исследования памяти Л.С.Выготский показал, как на основе "вращивания" средств качественно перестраивается функционирование памяти ребенка, и она становится произвольным и продуктивным актом.

В процессе психического развития ребенка происходят изменения системного и смыслового строения сознания. В младенческом возрасте первым появляется узнавание, воспроизведение – простейшие виды памяти. В раннем возрасте память продолжает быть "подчиненной" восприятию, совершенствуется узнавание, ребенок может непроизвольно воспроизводить то, что услышал или увидел ранее, ему что-то вспоминается. Память выступает ведущей, доминирующей психической функцией в дошкольном возрасте, определяя собой развитие всех психических процессов в этом возрасте. И если память младших дошкольников непроизвольна, то в 4-5 лет, в среднем дошкольном возрасте, начинает формироваться память произвольная. В этом возрасте она начинает включаться в процесс формирования личности. В младшем школьном возрасте активно развивается произвольная память, дети под руководством взрослых используют широкий круг мнемотехнических приемов, развивается смысловая память. В подростковом возрасте понятийное мышление определяет развитие памяти. Память становится вербальной, запоминание осуществляется в понятиях и оно связано с осмысливанием, анализом и систематизацией запоминаемого материала, происходит интеллектуализация памяти.

Исследования развития памяти позволили Л.С.Выготскому описать стадии культурного развития ребенка:

1-я стадия – примитивная память

2-я стадия – стадия наивной психологии

3-я стадия – стадия внешнего мнемотехнического запоминания

4-я стадия – стадия вращивания или стадия логической памяти.

Методика исследования развития памяти (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) – метод двойной стимуляции

Сущность метода двойной стимуляции в данном случае заключается в том, что испытуемому предъявляют ряд слов для запоминания и предлагают к каждому слову подобрать картинку, которая как-то по смыслу связана с запоминаемым словом. При воспроизведении испытуемый смотрит на отобранные им картинки. Картинки могут стать внешним средством для запоминания.

С целью сравнения результатов непосредственного и опосредованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания при переходе к употреблению специальных мнемических средств:

K=[(Vo – Vh)/Vh]*100%,

где Vo – число удержанных членов при опосредствованной запоминании;

Vh – число удержанных членов при непосредственном запоминании.

Для получения "возрастного среза" в индивидуальном эксперименте принимали участие дошкольники, дети школьного возраста и взрослые (всего более 1000 человек, в том числе умственно-отсталые дети).

С испытуемыми дошкольного возраста эксперименты обычно проводились в форме игры с известной премией (конфеты, картинки), которую ребёнок выигрывал в процессе опыта.

В первой серии прочитывались 10 бессмысленных слогов с интервалами около 3 секунд, после чего предлагалось воспроизвести их. Во второй серии испытуемые могли пользоваться для запоминания коллекцией из 20 картинок (карточек лото), которые располагались на столе в начале опыта. В инструкции к третьей (и четвертой) серии приём употребления карточек всегда указывался ("Когда я назову слово, посмотри в карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово"). Называя слова третьей и четвертой серии, экспериментатор записывал в протокол (графа "картинка") взятую испытуемым карточку и после этого называл следующее слово. После выбора последней картинки экспериментатор брал у испытуемого отложенные им карточки, располагал их (если их порядок был нарушен) в их первоначальной последовательности и предъявлял их по очереди одну за другой испытуемому, предлагая ему называть соответствующее каждой карточке слово. В графе "Р" формуляра знаком "+" отмечалась вполне точная репродукция слова. В отношении оценки воспроизведения бессмысленных слогов в первой серии было выработано следующее правило: признавались за положительные те случаи неточного воспроизведения, когда различие заключалось лишь в последней согласной слога, заменённой согласной созвучной, т. е. к-г, б-п, т-д, и т.п. (например, вместо "руг" – рук, вместо "бод" – бот).

В конце опыта экспериментатор спрашивал у ребенка, почему для запоминания данного слова им была взята именно эта карточка и каким образом она "помогла ему запомнить" слово - "Как ты запомнил слова?" "Почему ты выбрал эту картинку, а не какую-нибудь другую, чтобы запомнить слово …?"

Ответы испытуемых вносились в протокол опыта. Регистрировались отбираемые ими карточки, речевые реакции во время их выбора и, как правильное, так и ошибочное воспроизведения слов, подлежащих запоминанию.

Весь эксперимент продолжался с каждым испытуемым около 20-30 минут. Но эксперименты с детьми дошкольного возраста обычно проходили с небольшими перерывами и занимали несколько большее время.

Материал исследования

Первая серия: тям, руг, жел, бод, гищ, няб, гук, мых, жин, пяр. Всего 10 слогов.

Вторая серия: рука, книга, хлеб, дом, лупа, пол, брать, нож, лев, мел, серп, урок, сад, мыло, перо. Всего 15 слов.

Третья серия: снег, обед, лес, ученье, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул. Всего 15 слов.

Четвёртая серия: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. Всего 15 слов.

Коллекции картинок, которые использовались в экспериментах третьей и четвёртой серии, состояли каждая из 30 цветных карточек размером 5*5 см.

На них были изображены:

В коллекции третьей серии: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щётка, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамваи, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.

В четвертой серии: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расчёска, тарелка, зеркало, перья, поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комнаты, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, чёрная доска, рубашка.

В классическом исследовании развития опосредованной памяти Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева показано, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (карточек) значительно превышает темп развития запоминания без помощи карточек. И наоборот, начиная с первого (младшего) школьного возраста, повышение показателей внешне непоследственного запоминания идет быстрее, чем дальнейшее возрастание запоминание опосредствованного. Таким образом, обе линии развития представляют собой две кривые, сближающиеся и образующие фигуру не вполне правильного параллелограмма (см. рис.3).

Рис. 3. Отношение непосредственного и опосредствованного запоминания в процессе их развития ("параллелограмм развития")

[[Image:]]

Принцип параллелограмма развития и представляет собой не что иное, как выражение общего закона – развитие высших сигнификативных форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков.

Развитие высших форм памяти происходит на основе перехода от натурального (непосредственного) запоминания к опосредствованному запоминанию, совершающемуся с помощью вспомогательных – безразлично, внутренних или внешних – стимулов-средств.

"…первоначально процесс внешне опосредствованный подвергается изменению в том отношении, что средства, операции запоминания, приобретают не внешне выраженный, внешне-двигательный характер, а внутренний, то есть происходит интериоризация. Мы этого термина тогда не употребляли, мы пользовались другим, условным термином, мы говорили о "вращивании", конечно, в кавычках, то есть в метафорическом значении этого слова. Это переход от внешнего к внутреннему, попросту говоря, который описывался в этих обыкновенных терминах "от внешней опоры к внутренней опоре", "от внешнего вспомогательного знака к внутреннему"// Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

"Следующий шаг заключался в том, чтобы понять опосредствующую познавательные процессы роль слова, точнее, словесных значений, понятий. И это составило целый большой цикл, центральный цикл исследований Выготского. Это известное исследование развития понятий, то есть словесных значений, проведенное с очень большой тщательностью и сохранившее свое значение на многие-многие годы. Таким образом, исследование опосредствованного запоминания составило просто фактическое начало экспериментальных, эмпирических исследований в этом направлении.

Важнейшим этапом стал переход к исследованию познавательных процессов и возникновение заинтересованности в опосредствующей роли слова, точнее, словесного значения. Была очень ясно показана связь в развитии познавательных, мыслительных процессов с развитием самих средств, способов мышления, то есть значений, понятий, словесно обозначенных, носителем которых является слово. Это составило особый цикл, особое событие в исследованиях теперь уже не мнемических, а познавательных и – шире – психических процессов. В конце концов, когда мы имеем дело с работой памяти, с мнемическими операциями, мы видим переход к значению. Это очень точно методологически, в философском смысле. И годы делают все более и более очевидной точность этой мысли, ее нестираемость, неколеблемость" // Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

Вторая линия дальнейшего анализа психологических механизмов памяти состояла в сравнительном исследовании непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутом в работах П.И.Зинченко (1939, 1961) и А.А.Смирнова (1948).

Дальнейшие экспериментальные исследования были направлены на изучение возрастных особенностей памяти. Практическое использование результатов осуществляется в обучении детей и взрослых мнемотехническим приемам, способам схематизации запоминаемого материала и т.п.


Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007