В начало  Персоналии Библиография Помощь
СотрудничествоПерсоналииБиблиография

Сотрудничество (англ. cooperation/collaboration)

Сотрудничеством называется форма социального взаимодействия между людьми проявляющаяся в подражании, общении, кооперации и являющаяся источником психического развития. Коллектив выступает как один из основных факторов психического развития в работах Л.С.Выготского. Как взрослый, так и ребенок (сверстник) задают то пространство, возможностей, в котором происходит акт развития, посредством присвоение культурных средств и способов поведения и овладения последним. С. в разных формах своего проявления (подражание, общение, совместно-распределенная деятельность, кооперация, учебная совместная деятельность) есть культурно-исторический принцип организации этих форм взаимодействия как в функционалгенезе, напр. процессе становления предметно-продуктивного действия, так и в онтогенезе, напр. применительно к проблеме ведущей деятельности в каждом возрасте. В отечественной школе проводятся исследования становления высших форм поведения в ситуации организации разных форм сотрудничества – исследования развития умственных, предметных и посреднических действий (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин); продуктивных (Г.Г.Кравцов); совместных и интеллектуальных действий (Л.Ф.Обухова, В.В.Рубцов); учебных и инициативных действий (В.В.Давыдов, А.Н.Поддъяков, Г.А.Цукерман) и др. В Швейцарской школе, концепция социо-когнитивного взаимодействия, проводятся исследования разработки педагогических сценариев обучения, в которых принцип сотрудничества выступает одним из основных компонентов моделирования педагогического сценария. (Perret-Clermont A.-N., Perret J.-F., Zittoun T.). При этом необходимо отличать сотрудничество и кооперацию. "С. (синонимы: социализированное поведение сотрудничества, социабельное поведение) – кооперация, понимаемая как рациональное соединение ресурсов партнеров, ориентированное на общую цель; если в понятие кооперации вкладывается смысл скорее когнитивный, то здесь больше социальный оттенок, это способность к коммуникации, предполагающая наличие кооперации (социальный ум – способность к сотрудничеству)". (Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.). ДалееРазвитие
Возраст
Зона ближайшего развития
Подражание
Общение
Обучение
Совместная деятельность

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007